Знание иностранного языка нередко называют лингвистическим синонимом свободы. И не зря: владение одним, а тем более несколькими языками упрощает путешествия, помогает в получении информации и профессиональном движении. А значит, жизнь становится более насыщенной и успешной. В первую очередь это относится к так называемым мировым языкам, в частности — к английскому. Во всех российских городах на курсах английского языка давно уже можно увидеть людей любых возрастов: от малышей до пенсионеров. Конечно, пополнять багаж знаний никогда не поздно, однако педагоги и детские психологи считают, что обучение языкам станет более успешным, если начать его в раннем возрасте. Ведь давно доказано, что дети более восприимчивы к новым знаниям, нежели взрослые.
Правда, для достижения желанного результата без риска для здоровья ребенка при организации занятий нужно учесть психо-физиологические особенности дошкольников и младших школьников. Малыша не стоит перегружать лишними знаниями, нужно попытаться заинтересовать и увлечь, только тогда и будет заметен эффект. Занятия лучше вести в игровой форме, исключив скучные и однообразные упражнения. Идеален нестандартный подход и учет личных интересов ребенка. Например, можно использовать кроссворды, головоломки, инсценировки и другие формы, вести забавные диалоги с любимыми мультипликационными героями, виртуально посетить «Диснейленд», разные страны. Кстати, именно по такому принципу построено дистанционное обучение в известной школе «ЕШКО». Занятия иностранным языком должны помогать обогащению словарного запаса наиболее употребительной лексикой. Дадут они и дополнительные результаты: параллельно с речевыми и коммуникативными навыками у детей развиваются образное мышление, произвольное внимание и память.
В семьях билингвов, где постоянно говорят на двух или нескольких языках, к школьному возрасту дети свободно переходят с одного на другой. Для талантливых людей двуязычие часто становится многогранным творческим инструментом. Например, А. Пушкин создавал свои великие произведения на русском и французском языках, Т. Шевченко — на украинском и русском, О. Уайльд писал чудесные сказки на английском и французском, стихи И. Бродского написаны на русском, эссе — в основном на английском.
При этом стоит отметить, что очень раннее начало обучения языкам не рекомендуется. Специалисты считают, что малышей нужно приобщать к изучению иностранных языков только тогда, когда основы родного языка уже освоены. Дети могут путать иностранные слова с «родными», а это крайне нежелательно.
И последнее. Психологи рекомендуют заниматься изучением языка в спокойной домашней обстановке. Если к обучению подключаются родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, то ребенок обязательно заинтересуется процессом, ведь в нем участвуют значимые для малыша люди. И что самое главное: занятия не будут восприниматься как учеба, а скорее, как увлекательная игра, в которой участвует вся семья.