Корреспондент «Вслух.ру» отправился слушать музыку, звучащую в заведениях города.
_Музыкантов, играющих в барах и ресторанах Тюмени, можно условно разделить на несколько категорий. Лабухи, играющие «Мурку» по первому требованию (таких просто не счесть), резиденты, чей репертуар знаком завсегдатаям конкретного заведения, и кавер-бэнды, играющие чужое творчество в строго определенной стилистике. У всех таких артистов находятся свои поклонники, особенно много их у кавер-бэндов, чье творчество корреспондент «Вслух.ру» отправился изучать в рамках спец-проекта «Звуки города»._
Кавер-команды (от англ. cover — обложка) выступают не так часто и регулярно, но, при желании, можно легко найти афиши с их выступлениями в социальных сетях. Некоторые группы на концертах исполняют только чужое творчество, а некоторые добавляют и свое. В любом случае, результат всегда звучит весьма оригинально.
В составах этих коллективов можно найти музыкантов совершенно различного уровня, от любителей, до больших профессионалов. И у всех — свои причины выходить на сцену.
Drinking Pumpkins
=================
Место встречи: «Ржавый дед»
Год основания: 2014
Репертуар: ирландский фолк, кельтик-панк, Dropkick Murphys, Flogging Molly
Цель: заработок и популярность
«Пьющие тыквы», а именно так можно перевести название группы Drinking Pumpkins, всего за год существования успели приобрести целую армию поклонников. Секрет их успеха кроется в выборе кельтской, преимущественно ирландской стилистики, музыки, помноженной на панк-роковый драйв и харизму всех участников группы.
Вокалист, гитарист и, по совместительству, банджист группы Владимир Серебренников успел поиграть во многих панк-проектах города. Тюменская кельтик-панк группа началась с него и известной радиоведущей, скрипачки Анны Гард. Далее коллектив обрел постоянного басиста Дениса Деткова, барабанщика Виталия Оладько, именуемого «Колотушкой», и гитариста Павла Красникова.
«Вначале была чистая экспрессия, „дикошарость“, — вспоминает главная „тыква“ Владимир Серебренников. — Народ ходил на наши концерты просто потому, что это оригинально. Сейчас же постепенно встают другие вопросы, важнейший из них — качество. Мы потихоньку выходим на тот уровень, когда не стремно показывать свои записи, крутить их по радио и ездить по фестивалям».
В Тюмени есть несколько групп, играющих ирландскую и средневековую музыку. К примеру, Gilead, волынщик которой Айдар Аминов тоже присоединился к «тыквам». Но вот конкурентов не так много. «Кельтик-панк не играют не то что в Тюмени, вообще нигде за Уралом. Пока что у нас монополия», — шутят музыканты.
У Drinking Pumpkins уже есть несколько собственных песен, которые группа намерена в ближайшее время записать в студии. «В фолк-музыке понятие „своя песня“ очень условно, — поясняет Вова. — Все фолк-музыканты используют традиционные мотивы и переводят тексты, придумывают свою аранжировку. Наши тексты о бухле и угаре, такие традиционные ирландские мотивы. По поэтике это близко к „Королю и Шуту“. Такая манера исполнения называется story telling (рассказывание историй)».
В репертуаре коллектива не только ирландская музыка. Недавно ребята сделали кавер на Brutto, сольный проект Сергея Михалка из «Ляписа Трубецкого».
Павел Красников подчеркивает, что сами музыканты Drinking Pumpkins стараются разделять деятельность кавер-группы и творчество команды. Не всегда это, правда, получается. «Для того, чтобы играть в баре, у нас существует второй чисто коммерческий проект. Обычная барная группа», — настаивает он. «В последнее время мы поняли, что не получается ни фига разделять и придется выбирать», — поддерживает разговор Вова. — И, кажется, мы сделаем выбор в сторону своего творчества".
Поначалу группе нужны были деньги на запись в студии, приличную аппаратуру и оплату репетиционной базы. Теперь, по мнению музыкантов, пришло время развиваться. «Мы оттачиваем свой материал, доводим его звучание до приближенного к коммерческому. Чтобы его могли слушать массы, а не только узкая субкультурная прослойка», — рассказывает Красников.
Что касается выбранной стилистики, от нее, возможно, группа тоже немного отойдет. «Фолка много интересного, и скандинавского, и российского, — объясняет Серебренников. — Вообще, я считаю, что это глупо… Представь, что где-нибудь в Калифорнии ребята надели косоворотки, взяли в руки балалайки и стали петь песни про медведей и русскую водку? Точно так же сейчас выглядим мы со своей ирландщиной. Мы хотим сделать музыку сложнее и интереснее».
A Prima Vista
=============
Место встречи: Fabric Loft №1
Год основания: 2014
Репертуар: регтаймы, свинг-джаз, Astor Piazzolla, Harold Arlen, Ирвинг Берлин
Цель: вдохновение
В музыке есть такой термин «играть с листа», то есть, без предварительного знакомства с материалом. Так и переводится итальянское A Prima Vista (с первого взгляда), которое взяли себе в качестве названия тюменские ценители раннего джаза.
A Prima Vista — это Анастасия Жигалина на фортепиано, Алексей Абдулин на ударных (его тюменцы могут знать по проекту «Менестрель»), скрипачка Раиса Шабанова и гитарист-вокалист Михаил Кушин (когда-то вокалист достаточно тяжелой группы Implosion, ныне — участник кришна-рок коллектива «Волшебные мантры»).
«На самом деле мы собрались таким составом полтора года назад. Просто год назад состоялся наш первый официальный выход на сцену, — рассказывает о знакомстве участников группы Анастасия Жигалина. — Это случилось во дворце „Пионер“ на очередной студенческой весне. Наше знакомство было случайностью. Мы даже имена друг друга не знали поначалу. Просто представьте, где-то в гримерке кто-то сидит и разыгрывается, а тут раз, и кто-то с аккордеоном к нему подходит. Потом еще гитарист пристраивается. Вот так и появился самый первый состав».
Из того случайного состава в A Prima Vista остались только Анастасия и Раиса. Вместо аккордеона теперь гитара, да и перкуссионист сменился.
«Вообще мы специализируемся на регтаймах и свинг-джазе. Это музыка с 1902 и где-то до 1950-х годов. Молодой джаз, еще не настоящий», — описывает репертуар клавишница коллектива. Ее личные музыкальные предпочтения: Нина Симон, Алина Орлова, Рэй Чарльз.
Слушатели A Prima Vista разного возраста и социального положения. Группа предпочитает играть не столько за деньги в ресторанах, сколько в любимых местечках. Одно из таких — бистро «Артизан». Там их слушают люди лет 40-50-ти. «Но мы прошлись и по всем молодежным тайм-кафе, где слушателям 20-30 лет. И нас тоже приняли на ура, — делится опытом Анастасия. — Как я понимаю, эта музыка нравится всем».
Ребята хотят приступить к записи собственного альбома, но пока не могут собраться с силами. «Мы такие ленивые, что это дело все растягивается, — шутя признается Жигалина. — Зато у нас уже порядком набралось своих собственных вещей. Наш первый альбом будет, скорее, не каверный, а личный. Вот добьем свой репертуар и соберем альбомчик».
Старые песни
============
Место встречи: Shezgara
Год основания: 2009
Репертуар: зарубежный и русский рок, Red Hot Chili Peppers, The Doors, Tito & Tarantula, R.E.M.
Цель: хобби
«Старые песни» на тюменской сцене уже шесть лет. За эти годы группа приобрела верных поклонников и репертуар более чем из 70 песен. «Мы сотрудники областной клинической больницы №1. В команде два анестезиолога, два сердечно-сосудистых хирурга и наш замечательный друг соло-гитарист. Он не врач, но близок нам», — рассказывает о своих друзьях фронтмен группы, вокалист и гитарист Алексей Журавлев.
В составе помимо него басист Александр Гнедашов, барабанщик Владимир Шаповалов (Александр и Владимир долгое время играли грандж в тюменском коллективе «Бананы»), клавишница Зинаида Мжачих и, единственный далекий от медицины, гитарист Евгений Захаров.
«У нас готова программа на три часа, а может и больше, — делится с нами Алексей. — Мы играем, когда нас позовут. Частенько это бывает у наших друзей, клуба Shezgara. И если друзья предложат работать на более постоянной основе, мы с удовольствием согласимся».
Как признаются музыканты, они стараются выбирать песни, которые им не надоест играть дважды в неделю на репетициях, а затем на концертах. Русского в репертуаре немного: «Секрет», «Ляпис Трубецкой» и еще несколько исполнителей. Зато вот иностранного рока хоть отбавляй: Deep Purple, Gotye, Genesis, Tito & Tarantula, The Beatles и многое другое.
«Мы на сцене уже седьмой год. Отсчет пошел со дня, когда у нашей клавишницы Зины дочка родилась. Она беременная ходила на репетиции, — с улыбкой вспоминает Алексей Журавлев. — Кстати, периодически, дети продолжают рождаться у участников группы во время репетиций!»
Своего творчества в репертуаре «Старых песен» нет, это принципиальная позиция, с которой согласны все участники коллектива. «Столько хороших песен сложено… Лучше не придумаешь, — поясняет фронтмен группы. — Нам нравится играть песни, которым уже 30-40 лет. Мы играем в свое удовольствие и будем играть рок-н-ролл до тех пор, пока гитары за собой таскать сможем».
Кавер-бэнды Тюмени играют в совершенно различных жанрах музыку разных эпох и культур. Их объединяет достаточно высокий исполнительский уровень и стремление к самосовершенствованию. Разумеется, в этом материале мы представили далеко не полный список подобных тюменских групп. Это действительно необычные и самобытные коллективы, занимающиеся творчеством, переосмысливая чужую музыку и донося ее до горожан.
В рамках проекта «Звуки города» мы обещали читателям шире взглянуть на альтернативную «звучащую» культурную жизнь Тюмени. Мы уже рассказали о музыке тюменских переходов, побывали на концерте академической музыки на почтамте. Впереди еще много интересного.