Завершился фестиваль «Золотая маска» в Тюмени также замечательно, как и начался. Правда, сравнивать «Дачников» омского драмтеатра и «Осаду» московского МХТ не приходится – слишком разные театральные направления они представляют, но зритель ведь определяет свое отношение к спектаклю, во многом исходя из удовольствия, которое он приносит. Как верно ...
Завершился фестиваль «Золотая маска» в Тюмени также замечательно, как и начался. Правда, сравнивать «Дачников» омского драмтеатра и «Осаду» московского МХТ не приходится — слишком разные театральные направления они представляют, но зритель ведь определяет свое отношение к спектаклю, во многом исходя из удовольствия, которое он приносит. Как верно было отмечено на церемонии закрытия фестиваля от постановки Евгения Гришковца «Осада» зрители получили «удовлетворение близкое к удовольствию». Суровые критики называют «Осаду» театральным капустником. В чем-то это очень точное определение — спектакль выстроен как дивертисмент монологов, диалогов и музыкальных заставок, актеры на сцене предельно раскрепощены, поскольку не только следуют намеченному драматургом рисунку, но и импровизируют (и это — важная часть задумки режиссера). Поначалу воспоминания Ветерана в пиджаке и камуфляжных штанах о былых геройствах действует раздражающе, и не только на Юношу, к которому обращены. Ветеран (Виталий Хаев) читает текст Гришковца, со всеми его просторечиями, косноязычными «ну», «это» и как бы выдумыванием текста на ходу, но при этом зрителя не покидает ощущение, что перед ним — подделка под самого Гришковца. Все обаяние «фирменной» простоты этого драматурга-режиссера-актера оборачивается против него же — когда неудачный клон лажает, слишком простым, жалким даже кажется и текст: Ветеран, не моргнув глазом, пересказывает сюжеты античной мифологии, меняя только имена персонажей и место действия, Геракл у него Бубнила, а Сизиф — чудак из деревни, в которую они с боевыми товарищами пришли «на постой». Но у спектакля есть и второй план — под мерную музыку флейты, скрипки и барабанов кораблик, плывущий по картонным волнам, заселяют Воины. Можно, конечно, решить, что вот это, в юбочках из синих половиков, в вязаных носках и шапочках — Одиссей со товарищи. Но кроме костюмов и деревянных мечиков их с гомеровскими персонажами связывает только одно — война. Вот и Гришковец определяет: «Спектакль „Осада“ — о войне». Воины уже очень долго на войне. Они что-то осаждают. Они устали и не прочь бы войну закончить, но по разным причинам сделать этого не могут. Первый, вроде бы главный (Игорь Золотовицкий), не особо задумывается о смысле войны. Простой такой человек — может и неплохой, забавный даже, но думать — не его стихия, он все больше по части шашлыков. Ну или в рупор поорать, что другие на ухо скажут. Второй — настоящий богатырь (Валерий Трошин). Он соскучился по домашним и знает, что чем больше будет убивать, тем скорее обнимет любимую. Он — настоящая боевая машина, враг для него не имеет лица, единственный возможный конец войны — победа, враги «на коленях, руки — за голову». Третий воин (Александр Усов) — гуманист, интеллектуал и совсем не солдат. Он против кровопролитной войны, он за мирные переговоры. Но Третий слишком хил и слаб, чтобы что-то по-настоящему решать — того и гляди товарищи ради любопытства проткнут копьем. И вот эти трое устраивают с осажденными переговоры. Сначала — по схеме Первого и Второго: «Мы же не звери! (Это вы звери, нелюди). Даем вам время подумать! (Уже вторую минуту!)" И только когда грубая сила уменьшилась вдвое (убила Второго стрела-дура) Первый вынужден орать в рупор под диктовку Третьего, да и то — со своими ремарками. Простые характеры, понятная ситуация. Ведь понятная же? Знакомая, а? Зал хохочет и хлопает, как на концерте «Аншлаг, аншлаг». Актеры умные, обаятельные, органичные, поэтому можно и похлопать. А потом вдруг — Опа! — доходит, что знакомая ситуация. Вот и Александр Усов не даром же на Путина так похож, правда Третий как-то не очень похож на Владимира Владимировича А жаль, а вот бы был похож А может он похож, да только есть при нем Первые и Вторые Да это уж совсем другой капустник, получается. Хотя совершенно точно — про войну. Другие спектакли «Золотой маски»