Культурное наследие, предметы, которые имеют не столько материальную ценность, сколько историческую и духовную, прибыли в тюменский музей в металлических ящиках с надписями "Fragile". Пасхальные яйца, созданные по заказу царской семьи, и другие экспонаты были извлечены из металлических ящиков, а потом и из индивидуальных упаковок под прицелом объективов ...
Культурное наследие, предметы, которые имеют не столько материальную ценность, сколько историческую и духовную, прибыли в тюменский музей в металлических ящиках с надписями «Fragile». Пасхальные яйца, созданные по заказу царской семьи, и другие экспонаты были извлечены из металлических ящиков, а потом и из индивидуальных упаковок под прицелом объективов телекамер и фотоаппаратов. Журналисты первыми из тюменцев увидели несколько предметов знаменитой коллекции: так называемое Коронационное яйцо, центральный экспонат, который, кстати, является символом фонда «Связь времен», а также часы с глобусом и еще одни часы-ротатор, которые заказала ювелирной фирме внучка американского железнодорожного магната Корнелиуса Вандербильда, герцогиня Мальборо. Этот экспонат — последнее произведение знаменитого мастера фирмы Карла Фаберже Михаила Перхина.
С раннего утра в тюменском музее ИЗО ждали прибытия известной всему миру коллекции Виктора Вексельберга, доставленной из Лондона на частном самолете прямо в Тюмень. Сегодня культурно исторические границы мира сдвинулись таким образом, что один из меридианов прошел как раз через залы тюменского музея. В музее была создана временная таможенная зона, где представители таможенной службы и Росохранкультуры досматривали ценные экспонаты, фотографировали и сверяли с заявленными списками. «После этой процедуры вещи будут официально ввезены в Россию», — отметил директор фонда «Связь времен» Роман Такер. Хранителем этой коллекции на время выставки назначена главный хранитель тюменского музея ИЗО Людмила Овсянкина.
Процедура передачи коллекции на выставку в тюменский музей проходила за закрытыми дверьми. Специально для журналистов в отдельном зале представители фонда в белых перчатках вынули из упаковок и продемонстрировали три предмета. И в их числе жемчужину коллекции, знаменитое Коронационное яйцо, подаренное императором Николаем Александровичем императрице Александре Федоровне в 1897 году, на которое теперь смогут полюбоваться тюменцы.
«Коронационное яйцо, соответственно, было посвящено коронационным торжествам, которые проходили в Москве в 1896 году, — рассказала представитель фонда „Связь времен“, хранитель коллекции Фаберже Елена Смирнова. — На церемонию коронации императрица ехала в карете, которую изготовили еще в 18 веке для Екатерины Великой. Точную копию этой кареты Фаберже поместил внутрь этого сюрприза. Таким образом, императрица вспомнила тот день и торжественные события».
По размеру пасхальное яйцо напоминает страусиное. Скорлупа яйца изготовлена из эмали сложного желто-оливкового цвета, который должен был напомнить императрице цвет коронационного платья. По словам хранительницы, всего в палитре мастеров фирмы было 144 цвета эмали. Сверху на яйцо наложена сетка с двуглавыми орлами.
Внутри яйца был помещен сюрприз, опять же напоминающий о дне коронации, миниатюрная копия кареты, на которой императрица ехала на церемонию коронации. Как сказала Елена Смирнова, мастер, изготовивший карету, обладал уникальным зрением: «23-летний мастер Георг Штайн, как говорят, мог без лупы увидеть любой дефект в алмазе. 16 месяцев он трудился над изготовлением этой вещи и неоднократно посещал императорский музей экипажей для того, чтобы копия была максимально точной».
Драгоценная игрушка была выполнена из золота, внутри — «обивка» из пурпурной эмали, на крохотных колесах — платиновые шины, стекла — из горного хрусталя, на них нанесена гравировка, имитирующая занавески. Хранительница охотно продемонстрировала, что у императорской безделушки отменно работают поворотные механизмы, открываются дверцы и даже откидывается подножка.
«Интересная деталь: внутри, если заглянуть туда, можно увидеть крюк в крыше кареты, — продолжает рассказ о неисчерпаемых сюрпризах Фаберже Елена Смирнова. — Сейчас на нем, правда, ничего нет, но когда императрица получила подарок, там находилась подвеска из драгоценного камня. Но вот что это был за камень, неизвестно. В одних описях упоминается изумрудное яйцо, в других — из желтого бриллианта». На неизбежный вопрос о стоимости такой безделицы, Роман Такер назвал примерную цифру — 20 миллионов долларов.
Как отметила Елена Смирнова, некоторые вещи в коллекции не имеют особенно большой материальной ценности, так как содержат не очень много дорогостоящих материалов. По ее словам, небольшой формы бриллианты, которыми украшены в частности часы герцогини Мальборо, имеют популярную огранку того времени «алмазная роза», которая не имеет слишком большой ценности. Главная ценность — уникальная ювелирная работа и изобретательные технологии, позволявшие производить сложные операции. Например, как отметила хранительница, для того, чтобы нанести сетку на Коронационное яйцо и не повредить эмаль, мастера помещали при работе яйцо в емкость с водой. Это позволяло избегать трещин и сколов, кроме того, предохраняло сверла от нагревания.
«Строго охранялись секреты фирмы, — поспешила поделиться хранительница интересным фактом. — Известно, что материалы, представлявшие коммерческую тайну, по окончании рабочего дня они приносились в лифт дома на Большой Морской улице, где находились мастерские, и где Карл Густавович с семьей жил на верхних этажах, лифт закрывали, отправляли наверх. И когда он оказывался между третьим и четвертым этажом, питание отключали, лифт останавливался, и этот своеобразный сейф зависал в шахте между этажами. Доступ к механизму, которым лифт снова можно было привести в движение, был только у доверенного лица владельца».
Как отметил Роман Такер, в день открытия экскурсию по выставке проведет хранительница произведений Фаберже музея Московский кремль Татьяна Мунтян. Такер отметил, что это лучший специалист по произведениям Фаберже во всем мире. Также ее экскурсии — уже традиция для данной выставки. Татьяна Мунтян также даст мастер-класс для экскурсоводов тюменского музея.
На церемонию открытия выставки, дата начала которой, напомним, еще не названа, организаторы планируют пригласить представителей власти, бизнеса, культуры, а также тюменскую интеллигенцию. Фотогалерея Елены ФазлиулинойБилет на выставку бесценной коллекции не ударит по кармануСеверянам надо лететь в Тюмень любоваться коллекцией Фаберже