На телеканале «Ладья-СТС» завершается проект «Наша война». Самые интересные и героические факты тюменской истории вошли в эту телевизионную хронику. Два взгляда на войну: мужской и женский – такого результата добивалась творческая группа «Ладьи», выбирая ведущих проекта. Роман Мамонтов рассказывал телезрителям о военных действиях и военной технике, ...
На телеканале «Ладья-СТС» завершается проект «Наша война». Самые интересные и героические факты тюменской истории вошли в эту телевизионную хронику. Два взгляда на войну: мужской и женский — такого результата добивалась творческая группа «Ладьи», выбирая ведущих проекта. Роман Мамонтов рассказывал телезрителям о военных действиях и военной технике, Ксения Волкова специализировалась на темах, более близких и понятных женскому сердцу. Говорить о войне и оставаться равнодушными очень трудно. Человеческие судьбы и трагедии увязают в душе рассказчика крепче занозы. Вот и Ксения помнит наизусть тексты ко многим своим сюжетам: о тюменских санитарках, уезжавших на фронт 15-летними девчонками, о врачах, которые возвращали раненых к жизни. «Искалеченных войной солдат они учили заново ходить, держать предметы, — рассказывает журналистка. — Потом эти люди уезжали к себе на родину, обзаводились семьями, но еще в течение нескольких лет в Тюмень приходили письма от благодарных пациентов». Как только первые серии проекта вышли в эфир тележурнала «Точнее», посыпались звонки от горожан с просьбой рассказать об их отцах и дедах. Подготовка сюжета нередко занимала целую неделю. Ведь обнаружить в архивных документах интересную тему недостаточно: авторы искали людей, которые были свидетелями тех далеких событий и могли бы о них рассказать. К поиску подходящего героя добавлялась катастрофическая нехватка видеоряда. «Приходилось выкручиваться, делать инсценировки, — говорит Роман. — Операторы снимали какие-то знаковые, символические моменты, а потом перекладывали этот материал в черно-белый формат. И еще мы старались не показывать ветеранов, сидящих на фоне ковров и сервантов, хотели уйти от этого скучного неинтересного кадра. С кем-то прогуливались по аллее. Одну бабушку проводили в 21 школу, где она работала в эвакуированном госпитале и не была в здании со времен войны». Кто прав, кто виноват, какой ценой досталась эта победа? По словам авторов, эти вопросы их не занимали. «Мы намеренно не лезли в политику, — говорит Ксения. — Не претендовали на то, что своими сюжетами раскроем все тайны и перевернем сложившиеся представления. Мы рассказывали о людях, которым пришлось жить и работать во время войны, заводить семьи, а потом поднимать разрушенные города».
За 60 лет в тюменских архивах накопилось множество документов. Вот в них-то и разбирались наши авторы, выуживая интересные факты. «К сожалению, многое осталось за кадром, — говорит Роман. — Весь материал просто не умещался в отведенные для сюжета три с половиной минуты. Это была настоящая борьба с собой, операторами, монтажерами за каждую лишнюю секунду. Некоторые ветераны говорили много и очень интересно. Слушаешь их, затаив дыхание, а готовое интервью должно быть не больше минуты. Резали со слезами на глазах. У меня до сих пор хранится папка со всеми записями: вдруг пригодится». После проекта Ксения и Роман стали иначе относиться к своим героям. К чувству уважения и благодарности прибавилось что-то еще. «Они ходили под пулями, теряли близких, жертвовали своей жизнью, а сейчас так запросто говорят об этом, — объясняет Ксения. — Время стирает боль. Они вспоминают свои молодые годы, и кажется, что такого счастья, как та Победа и возвращение к семье, в их жизни больше не было».
Тема Великой Отечественной войны не исчерпана. По словам журналистов, у проекта будет лишь небольшая эфирная передышка, за время которой авторы подумают над тем, как изменить эту рубрику, сделать не такой, как у других. «Если мы сейчас не успеем снять все возможное, то потом будем очень долго об этом жалеть, — говорит Роман. — Дело в людях, наших героях и победителях, а их, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше».