Обсудить популярную и важную тему в Тюмень приехали из Москвы, Томска, Нижнего Тагила, Екатеринбурга и других регионов и муниципалитетов Тюменской области.
Здоровый образ жизни — это система разумного поведения, от которой человек получает положительные эмоции — слова известного российского хирурга и долгожителя Федора Углова прозвучали в начале Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физкультуры и спорта», которая прошла в Тюмени 15 октября.
Обсудить популярную и важную тему в Тюмень приехали из Москвы, Томска, Нижнего Тагила, Екатеринбурга и других регионов и муниципалитетов Тюменской области. Доклады практиков удачно чередовались с научными исследованиями в сфере здорового образа жизни.
Конечно, хозяева поделились своим опытом формирования здорового образа жизни, акцентируя такой аспект в своей работе, как институт спортивных организаторов, которые развивают дворовый спорт. Физкультурой во дворах с детьми занимаются 82 организатора на 116 площадках. Но «расти» в этом вопросе еще есть куда — можно использовать современные технологии такой работы.
Представитель научного сообщества, Людмила Лубышева, д. пед. н., профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, доказала, что спорт великих достижений начинается со школьной скамьи, с уроков физкультуры. А итоги Ванкувера показали, что не все здесь в порядке. Кстати, провал олимпийской сборной и низкий уровень здоровья населения, по мнению исследователя, — звенья одной цепи. Поэтому качество уроков физкультуры в школах важно и для достижения спортивного Олимпа, и для здорового образа жизни.
«Уроки физкультуры в школах — острая проблема, то, как они строятся, — далеко не праздный вопрос», — уверена Людмила Ивановна.
По ее мнению, уроки физкультуры необходимо заменить на уроки спортивной культуры. Это значит применять на занятии метод тренировки и соревнований, тем самым осваивать виды спорта. В идеале, конечно, необходимо определить, каким видом спорта лучше заниматься ребенку (для этого разработаны научные рекомендации, включающие медико-биологическое и психологическое тестирование, др.), и проводить уроки спортивной культуры не в классах, как это делается сейчас, а в учебно-тренировочных группах. Тогда и учитель физкультуры получает статус тренера. Главное уже в младших классах сформировать интерес к спорту, проводить спортивную ориентацию.
Другие принципы спортизированного подхода в школе — это создание спортивных клубов, команд, а также интеграция общеобразовательной и спортивной школ. В Перми, например, по рекомендации ученых ввели так называемый спортивный сертификат, который вручается школьнику, а он, в свою очередь, выбирает секцию и идет на занятия с таким документом (чем-то напоминает родовый сертификат). В итоге тренер получает дополнительные средства, и бюджеты спортивных школ пополняются на 2 млн руб. в год. «При таком подходе в спорт вовлекается от 67% до 70% детей», — говорит Лубышева.
«Спортивная культура — новое направление в российском образовании, — обращает внимание исследователь. — И развивать его необходимо, поскольку «спортивное будущее России — за школьным спортом».
Ирина Манжелей, д. пед. н., профессор, директор центра оздоровительной физкультуры ТюмГУ, согласилась с московской гостьей: «Чтобы ребенок полюбил уроки физкультуры, принял здоровый образ жизни, он должен иметь право выбирать вид спорта, а также ту или другую технологию урока».
После пленарного заседания участники конференции продолжили свою работу в секциях.