Все зрители видели разное. Одни — метания по коридорам, другие — агонию в коридоре, третьи — сидящего рядом с ними актера, который одновременно был везде. Так зритель оказался внутри героя.
Побывать внутри Саши Петрова, в горячечной фантасмагории с участием очередных, новых не-Ромео и условной Джульетты, у которой на самом деле не было имени, сподобились горячие тюменские поклонники актера и прочие любопытные. Прямая трансляция особенного моноспектакля #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ состоялась в тюменском кинотеатре «Киномакс» из театра им. Ермоловой в Москве.
История любви несложная: герой встречает героиню, теряет, неожиданно встречает вновь, пишет стихи, получает благодаря им больше_чем_секс в туалете бара, теряет героиню, погибает. Но все события остаются за пределами зрительного зала, расширенного практически до пределов театра.
Место действия захватило переходы, где сидели и стояли зрители, там была налажена трансляция на телеэкранах и расположились небольшие игровые локации — например, клетка, изображающая однушку на окраине Москвы.
Все зрители видели разное. Одни — метания актера по коридорам театра и жилой клетке, другие — агонию в коридоре, третьи — Сашу Петрова, сидящего рядом с ними, пока на сцене под импровизированный клип с участием того же Саши Петрова, играла группа Ocean Jet. Этот парень, доверительно рассказывающий толпе незнакомцев о своей жизни, одновременно был везде в разных видах. Так зритель оказался внутри героя.
Эффект усиливался не только избыточностью множащегося образа главного героя, в словах которого все и оживало, но и крупным планом, сопровождавшим Петрова на всем протяжении спектакля, — за актером неотрывно следовал оператор. Так и стала возможна трансляция. Зрители в Москве и в тысячах километров от места действия могли получить примерно одно и то же впечатление о происходящем.
Главная черта #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ — физиологичность. Через физиологию, крики, хрипы, через жидкости тела — пот, кровь, слюну, через чрезмерный реализм реакции на счастье, желание, боль актер Саша Петров, сочинивший и поставивший это горение, эту жаркую чувственную топку, выражает простое чувство — любовь, проходя немногие круги рая и ада, какими их, наверное, понимает поколение Саши, людей, близких к тридцати, новый возраст детства.
Сила эмоций, неизбежная рифма любви со смертью, за пределами которых как будто ничего нет, словно нарочно пародирует подростковый гормональный взрыв. Не меняется герой, не меняется героиня (Ирина Старшенбаум, появляющаяся в записи), нет никакого приближения к человеческому в этой любовной горячке, только градус, температура кипения страстей, кажется, имеет значение. А когда речь о физиологии, нет места самоиронии, отстранению, расстоянию. Зритель получил монолитный сплав эмоций и пронаблюдал за тем, как герой Саши Петрова ближе к финалу тихонько лег и перестал быть.
Откуда Маяковский? Это случай. К небу, к ткани судьбы героя приближает акт творчества, неосознаваемое намерение. Он где-то увидел томик стихов Маяковского — поэта, вынимавшего стихи прямиком из магмы, грозно булькавшей у него внутри. Открыл, и понеслось — сел и сам написал стих. Ну как сам, как будто кто-то водил его рукой. И встреча влюбленных была как будто бы неслучайная, а предопределенная. И уверенность в том, что так должно быть, бралась ниоткуда, из горячечного бреда, в котором почти нет сомнений. А когда они наконец появляются, то уже ничего не меняют.
Есть ли в любви, большой или маленькой — любой, хоть какой-то смысл или его нет? Есть ли там толика небесного, или это все больная фантазия и обычный секс в туалете? Зритель тонет в кажущихся значительными нагромождениях слов.
#ЗАНОВОРОДИТЬСЯ — это проект отчаянный, отчаянно рвущийся к зрителю поближе, использующий формы, трогающие современного зрителя, гиперестественный, топящий в эмоции, которая, как эктоплазма, не удерживается в границах тела героя и безудержно рвется наружу, тут актеру нет равных. Зритель вместе с героем, упавшим в любовь, утопает в крови, поту, слюне, просто наблюдая за происходящим, за корчащимся человеком. Кстати, один из действительно жутких моментов — агония героя, у которой множество свидетелей, внешне спокойно наблюдающих за происходящим.
На первый план выходит не событие, а физическая реакция на него. Попытка могла бы быть по-настоящему интересной, если бы не романтичность автора, которая кажется невероятно наивной, а еще избыточность, которая становится похожа на позу.
Но если в вас попали, наверное, реакция была сокрушительной — актеры такого уровня обаяния редкость на российской сцене. Если нет, то потребуется реабилитация. Тот же «Интим» Патриса Шеро — несмотря на еще более бескомпромиссный физиологизм, тонкий и наполненный шедевр с необыкновенным Марком Райленсом и потрясающей Керри Фокс. Кстати, сюжет повторяется — случайная встреча, секс, который больше чем секс, анонимность и отчаянные попытки понять, что же это собственно было. Но при этом ни один любовник не пострадал.
_Кстати, то, как Петров читает Маяковского, стоит увидеть в любом случае, поверите вы в собственную концепцию любви от начинающего поэта или нет._