Интернет-газета "Вслух.ру" совместно с Тюменской областной Думой продолжает общественную экспертизу региональных законов. На этот раз в качестве предмета обсуждения мы выбрали закон "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области". Это документ еще достаточно свежий, с момента его принятия прошло чуть более полутора лет. Но этого срока уже вполне достаточно, чтобы дать оценку его эффективности.
Интернет-газета «Вслух.ру» совместно с Тюменской областной Думой продолжает общественную экспертизу региональных законов. На этот раз в качестве предмета обсуждения мы выбрали закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области». Это документ еще достаточно свежий, с момента его принятия прошло чуть более полутора лет. Но этого срока уже вполне достаточно, чтобы дать оценку его эффективности. Закон принят с целью повышения конкурентоспособности экономики региона за счет развития научной деятельности, развития и эффективного использования научного потенциала для социально-экономического развития области и повышения уровня жизни населения. Одним из приоритетов закона является создание инновационной среды, обеспечивающей превращение научных достижений организаций научно-производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию. Законом устанавливаются полномочия органов государственной власти Тюменской области в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Кроме того, документ определяет направления и формы государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Исполнение этого документа осуществляется в рамках двух областных целевых программ, рассчитанных на 2008−2020 годы: «Основные направления развития научно-инновационной сферы в Тюменской области» и «Основные направления развития образования и науки Тюменской области». Виктор Рейн, заместитель председателя Тюменской областной Думы: - Главное и принципиальное заключается в том, что задача в целом перед обществом поставлена архисложная: мы должны попасть в пятерку лучших экономик мира. И, безусловно, без поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности нам просто не обойтись. Поэтому появился такой закон, который позволяет сегодня повышать конкурентоспособность региона, его экономику и максимально использовать наш потенциал. А научный потенциал у Тюменской области действительно очень сильный. Этот закон очень эффективно работает на территории Тюменской области. Его реализация осуществляется на базе областных целевых программ: «Основные направления развития научно-инновационой сферы в Тюменской области на 2008 -2010 гг.» и «Основные направления развития образования и науки Тюменской области на 2008−2010 годы». Одна из задач первой целевой программы — развитие научной и инновационной сферы, как следствие, сегодня в области создается инновационная инфраструктура. Мы много говорили о создаваемом технопарке в сфере высоких технологий, «Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа». Это принципиально важно, чтобы инновации внедрялись, нам нужен сегодня инструмент поддержки. А инструментом является создаваемый венчурный фонд, который дает возможность привлечь серьезные финансовые средства. Это приятно. И сегодня уже по реализации именно этой программы у нас очень много сделано. На сегодня в области оказываются всевозможные виды помощи в форме предоставления субсидий: возмещение процентной ставки, компенсация расходов, связанных с патентованием результатов исследовательской деятельности, компенсация затрат на оплату сертификаций научно-инновационной продукции и плюс мероприятия, которые позволяют качественно оценить результаты научного труда и привлечь к ним внимание. Это некие пиар-акции, конкурсы инновационных проектов. Издается журнал «Инвестиционный вестник», функционирует интернет-портал о технопарке, проводятся обучающие семинары и многое другое. Вторая программа «Основные направления развития образования и науки…» включает в себя конкретные направления: формирование заказа на выполнение научно-исследовательских работ, конкретную помощь в приобретении оборудования для научных исследований, проведение региональных конкурсов среди студенческих научно-исследовательских работ, реализация региональных научно-технических программ. Мы часто говорим, что за молодежью будущее. Для этого нужно создавать условия, чтобы молодежь чувствовала себя сопричастной к этому процессу. Поэтому у нас проводятся обучающие семинары, молодежь сегодня участвует в соискании грантов губернатора. Главой области также учреждены именные стипендии, которыми поощряется молодежь за особые успехи в сфере науки и высоких технологий. В Тюменской области более 90 получателей именных стипендий, размер которых в зависимости от номинаций варьируется от 800 рублей до 3 тыс. рублей в месяц. Регулярно проводятся региональные конкурсы студенческих научных работ, областная олимпиада «Интеллект». Последние изменения в закон были внесены в марте 2008 года, они касались расширения временных рамок. Это связано с переходом региона, как и всей страны, на трехлетнее бюджетирование. Слова «на очередной финансовый год» мы дополнили формулировкой «и на плановый период». Научно-исследовательской деятельностью в Тюменской области занимаются 38 организаций, в том числе — три сибирских отделения российских академий наук. За последние годы кадровый состав научно-исследовательских организаций стабилизируется. Сегодня у нас в научно-исследовательском комплексе вместе с учебными заведениями работают более 14 тыс. человек. Только докторов наук — 520 и 1900 кандидатов наук. Это одна из причин того, что область по многим показателям является лидером в Российской Федерации и обозначена как одна из самых интенсивно развивающихся. У нас нет сомнений, что те задачи, которые поставлены перед Россией в целом и перед нашим субъектом, нам посильны — если мы будем работать так же плодотворно по каждому из направлений.Владимир Мельников, председатель президиума Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук: - Такие законы в субъектах федерации просто необходимы, потому что существовала как бы несогласованность между законом о науке РФ и отсутствием таких законов в субъектах федерации. Теперь этот пробел восполнен. Насколько закон полностью соответствует тому, что надо, время покажет. Сейчас рано говорить о том, эффективен он или нет. Во всяком случае, он уже начал действовать в Тюменской области. 1 апреля этого года был утвержден в соответствии с этим законом порядок предоставления субсидий субъектам государственной поддержки в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. То есть разработаны условия, намечены направления, по которым можно получать эти субсидии. Самое главное, что уже в этом году выделены деньги на возмещение процентной ставки по привлеченным кредитам и лизинговым операциям, возмещается часть затрат по участию в выставках и ярмарках, затрат на оплату сертификаций по международным стандартам, поддерживается патентно-лицензионная деятельность. Это то, что очень необходимо. Наверное, уже сейчас встанет вопрос о том, что выделяемых средств недостаточно. Но это уже второй вопрос. Надо также работать над тем, чтобы сократить время между запросом и реальной поддержкой. Программа 2020, которая уже утверждается сейчас в окончательном варианте, имеет строгие временные рамки. За 12 лет мы должны достичь тех целей, которые в ней поставлены. А цели, как говорил Владимир Владимирович, — амбициозные. Если будет достигнута только одна цифра — увеличение производительности труда в 4 раза — это будет беспрецедентный для экономик западных и восточных стран случай. В связи с тем, что работа огромная и сроки очень маленькие для реализации, фактор времени встает на первое место. Одно дело — принять законы и выпустить положение, а второе — реально начать действия по достижению целей. Однако время ценить мы еще не научились. Допустим, нас поддерживает администрация выделением средств на оборудование. А по всем правилам и положениям, которые сегодня существуют в России, мы можем получить эту поддержку только через год с лишним. А что такое пропустить год, когда у нас всего 12 лет на реализацию целей? Получив эту помощь сегодня, мы могли бы создать научный задел, а мы ждем год. А этот год наши конкуренты работают, не ждут. Сегодня даже американские лаборатории, конкурирующие между собой, иногда побеждают, опередив конкурента в публикации на 1−2 дня на самых передовых направлениях фундаментальной науки. Та лаборатория, которая первая публикует результаты своих исследований, получает грантовую поддержку. То, что мы начали реализовывать свой закон, это очень большой плюс. Но нужно продумать систему поддержки патентной работы. Наш институт имеет такую проблему: мы получили предложение из Англии запатентовать результаты нашего исследования, так как они очень заинтересованы в покупке этого патента. Мы должны заплатить 50 тысяч долларов за то, чтобы они оформили как надо этот международный патент. Но как мы получим финансирование в нашей администрации, когда еще нет патента? Во-вторых, допустим, мы преодолели все это, расплатились, теперь надо поддерживать патент в каждой стране, в Англии, Германии, Франции, Соединенных Штатах, и везде за поддержку этого патента надо платить. Вообще, патентная работа на хорошем международном уровне — это дорогостоящее дело. У нас такие мелочи не продуманы. Но это как раз преодолимо, здесь нужно распоряжение или может быть подзаконные акты какие-то. Когда будет прецедент и обсуждение в Думе или правительстве области, я думаю, что это можно отрегулировать. Николай Захаров, проректор ТГНГУ по научно-инновационной работе, профессор: - Появление закона востребовано временем, уровнем и перспективами социально-экономического развития в стране и нашем регионе. Переход от преимущественно сырьевой направленности в мировом хозяйстве для России возможен за счет инновационных процессов, что и объявлено одним из государственных приоритетов. По образному выражению председателя правительства