Особых изменений в структуре экзамена не ожидается.
Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по химии Дмитрий Добротин провел онлайн-консультацию в серии «На все 100!».
«Наш экзамен достаточно стабилен на протяжении последних лет, особых изменений в нем не предвидится. Это гарантирует тем, кто заблаговременно начинает подготовку, что именно то, к чему они готовятся, они и увидят на экзамене», — отметил Дмитрий Добротин.
Экзаменационная работа по химии состоит из двух частей. Первая часть включает 28 заданий базового и повышенного уровней сложности, во второй части КИМ — шесть заданий с развернутым ответом. В заданиях с кратким ответом, где нужно выбрать все правильные ответы, их число может составлять от 2 до 5.
Важную роль в экзамене играет экспериментальная составляющая: опыт проведения на школьных уроках химических экспериментов важен при выполнении ряда заданий. Если такого опыта недостаточно, эксперт посоветовал смотреть видеоролики по качественным химическим реакциям, которые могут встретиться на экзамене. Перечень таких реакций приведен в кодификаторе, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.
«Задания второй части не предполагают строгого запоминания алгоритмов, это задания, проверяющие уровень мышления. В них нужно четко записывать свои рассуждения, вычисления и ход решения, чтобы у эксперта не было сомнений, что вы понимаете то, о чем пишете, что вы освоили курс химии и системно владеете материалом», — сказал Дмитрий Добротин.
Также разработчик дал рекомендации выпускникам.
«Прорешивание большого количества типовых заданий — это еще не гарантия того, что вы успешно сдадите экзамен. В заданиях появляются новые повороты. Поэтому я рекомендовал бы уделить особое внимание системному изучению материала и развитию умения анализировать условие любого задания, рассуждать, находить решение. Уверенно идите на экзамен. У нас достаточно большой процент и высокобалльников, и стобалльников. Это говорит о том, что написать экзамен по химии на высокий и даже самый высокий балл реально», — сказал Дмитрий Добротин.
— Если в задании 6, 29 и 30 сказано, что выделяется газ, означает ли это, что не могут выделяться два газа? Могут ли быть другие признаки реакции? Например, образоваться осадок, измениться цвет раствора
— Если сказано, что выделяется газ, это не противоречит тому, что может выделяться два газа. Все, что не противоречит условию задания, может быть принято в качестве правильного ответа.
— Может ли в 21-м задании попасться ситуация, в которой надо будет сравнивать рН слабой растворимой кислоты и растворимость соли, образованной сильным анионом и слабым катионом?
— Нет, такое поведение этих веществ приводит к тому, что рН может иметь близкое значение. В задание №21 включены вещества, которые строго разводятся по шкале рН.
— Могут ли в перечне веществ в задании № 21 на гидролиз встретиться две соли, гидролизирующиеся по катиону или аниону, или две кислоты?
— Нет, не могут. Это не школьный уровень анализа веществ.
— Могут ли в задании №22 на электролиз встретиться не только соли, но и кислоты, и щелочи?
— Не могут. Только соли.
— Может ли в задании №23 (равновесие с расчетами) исходная концентрация продукта быть не равна нулю?
— В экзамене 2024 года такого встретиться не должно, исходная концентрация будет равна нулю.
— Как готовиться к заданию 25? В нем же весь курс химии.— В этом задании много материалов из разных тем. Рекомендую пробовать систематизировать все, что было изучено, составляйте обобщающие таблицы, заполняйте их по мере прохождения материала.
— Как отрабатывать решение задания №29?
— Перебирайте разные варианты и расписывайте их в две колонки, а затем просматривайте варианты взаимодействия с учетом признака.
— Задание №29: слова «окислитель» и «восстановитель» надо прописывать под уравнением или можно прописывать внизу?
— Оформление может быть сделано различными способами. Но главное четко указывать, к какой частице относятся слова «окислитель» и «восстановитель».
— Считаются ли ошибкой в сокращенном ионном уравнении задания №30 несокращенные коэффициенты?
— Да, считаются. Сверяйте то, что указано в задании, с тем, как записываете ответ.
— 32-е задание. Будут ли разнонаправленные цепочки в 2024 году?
— Да, они попадаться могут.
— Могут ли в задании №33 (расчетная задача по органической химии) встретиться бинарные вещества?
— Да, могут. Но как правило, это функциональные группы классов веществ, которые изучаются в рамках школьной программы — азотсодержащих или кислородосодержащих веществ.
— Будут ли новые типы расчетов в 34 задании?
— Новых типов расчетов не будет.
— Встречаются ли задания, в которых есть понятия растворимость или расчеты с участием кристаллогидратов?
— В 2024 году в первой части таких заданий не будет, кристаллогидраты могут фигурировать только как отправная точка в задании 34 (вторая часть).
— В ряде случаев порядок протекания реакции зависит от порядка смешивания реагентов. Если ученик пишет подобные реакции без учета последовательности и находит верный ответ, подкрепленный расчетами, может ли это понизить оценку за решение задачи?
— Нет, не может, вы можете записывать уравнения реакции в той последовательности, в которой идет ход ваших рассуждений.
— Стоит ли рассматривать реакцию дегидратации в разных условиях многоатомных спиртов наравне с одноатомными?
— Вероятность минимальна, эти взаимодействия в основном рассматриваются на одноатомных спиртах. Мы рассматриваем взаимодействия, которые характеризуют наиболее типичные, общие свойства, характерные для определенных классов соединений.
— Реакция амфотерных гидроксидов с кислотой будет являться нейтрализацией?
— В рамках классических подходов мы не считаем это реакцией нейтрализации.
Ранее эксперты давали консультации по сдаче итогового сочинения, ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию, физике, информатике, географии, иностранным языкам.
Фото: pixabay.com