Dipol FM | 105,6 fm
90.99
98.78

"Я – тюменец" – что это значит?

Непосвященные привыкли воспринимать научные сборники как бесполезный набор скучных статей, написанных птичьим языком. Да и сами ученые называют их братской могилой, поскольку шансов обрести читатели не слишком много.     В 1999 году на филфаке Тюменского госуниверситета решились начать издание ежегодного сборника, который представлял бы собой живые ...

Непосвященные привыкли воспринимать научные сборники как бесполезный набор скучных статей, написанных птичьим языком. Да и сами ученые называют их братской могилой, поскольку шансов обрести читателя не слишком много. В 1999 году на филфаке Тюменского госуниверситета решились начать издание ежегодного сборника, который представлял бы собой живые дискуссии о современной культуре и филологической науке, да и выглядел бы иначе, чем неказистые сборники «без картинок и диалогов». И вот в 2006 году главный энтузиаст сборника «Филологический дискурс», глава кафедры издательского дела профессор Наталья Дворцова презентует пятый выпуск альманаха. «Нам предсказывали гибель после выхода четвертого номера, — говорит Дворцова, — и мы действительно ощутили кризис. Запланированный пятый номер „Деньги, цена и ценности“ так и не состоялся». Деньги — тема сложная, не всем они даются в руки. Вот и Дворцова никогда не знает, выйдет ли следующий номер, хотя оптимистично предлагает коллегам план будущего, шестого «Дискурса». Впрочем, сначала о пятом. Сборник посвящен теме «Региональная идентичность». Что скрывается за непонятным термином? Опрос в университете и его окрестностях показал, что ответить на этот вопрос могут немногие. По мнению респондентов, Тюмень отличается от других городов: — ничем; — полиэтничностью; — высокой духовностью по отношении к Москве, но низкой в сравнении с Тобольском; — чистотой, красивыми видами, которые стали появляться лет 5 назад. Есть также мнение, что город имел свое лицо как раз до появления этих красот, а теперь стал среднестатистическим городом. Из славных людей первым делом называют бывшего губернатора Сергея Собянина, потом спортсменку Луизу Носкову, писателя Владислава Крапивина, кто-то самым славным считает своего учителя — Николая Фролова или Владимира Загвязинского. В список знаменитых тюменцев попал даже Витас, потому что на афише у него было написано «Возвращение домой», в Тюмень, стало быть. Региональную идентичность все же попытались объяснить как: «место, с которым себя ассоциируешь», «причастность к малой родине», «смесь патриотизма и национальной принадлежности». Но все это — мнение почти случайных людей (пусть и обитающих в окрестностях вуза). Журнал же собрал авторов, готовых специально поразмышлять о том, кто же такие люди «тюменской национальности». Как всегда в работу над сборником включились «язычники» и литературоведы, журналисты и искусствоведы, философы и культурологи, дизайнеры и художники. Надо сказать, на презентации юбилейного пятого «Дискурса» (доктор философии, профессор Александр Павлов не преминул заметить, что теперь каждый номер лучше праздновать как юбилейный, на случай безвременной смерти от финансового голода) большинство выступлений отличались плохо скрытым или вовсе демонстративным пессимизмом. Ну ладно, Константин Михайлов произнес эсхатологическую речь про обреченность этой страны, про идентичность, которая дого и гляди приведет к фашизму, про грядущие реки крови — он все же не только поэт, но и психиатр! Так ведь даже позитивный Сергей Перепелкин, главный художник театра кукол, грустно заметил, что всю жизнь занимался продвижением завиральных идей об исключительности Тюмени, которые так и не дали плодов, потому что почва слишком жесткая. Ежегодно появление «Дискурса» вносит лепту в улучшение почвы (тут, двусмысленность, конечно, но Перепелкин, несомненно, имел в виду не навоз), но о жесткости тюменского «тона», характера говорит и дизайнер Геннадий Вершинин. Так уж повелось, что город, да и вообще сибирский край, населяли люди, не желающие вписываться в общепринятые правила игры. Отсюда безапелляционное «На Луговой остановишь!» как попытка атакой предупредить нападение. «Жесткий тембр» городского голоса может объясняться тем, что жители утратили одну из составляющих гармоничного мировосприятия. И вот «Дискурс» — это попытка вернуть, заново воспитать это целостное восприятия, соединяя слово и визуальный ряд, текст научный и художественный, размышления профессионалов и любительские пробы пера. Закономерным развитием альманаха, по мнению многих соавторов, стало бы разделение на академическую, «наукоемкую» часть и более вольную в обращении со словами и терминами дискуссионную площадку. Тогда журнал действительно станет способом поиска новой рациональности, о котором говорил профессор Павлов. Философ заметил, что после целой череды похорон, начавшейся в начале XX века — «Закат Европы», «смерть автора», «смерть истории», «смерть человека» — трудно понять, кто же такие мы, если все уже умерли. Просвещенческая рациональность, которым жила европейская цивилизация, трещит по швам, и мы вынуждены искать новый тип рациональности именно на таких дискуссионных площадках. Пространство пятого номера «Филологического дискурса» составляют материалы по лингвистической регионалистике, статью искусствоведа Татьяны Борко «Миф как способ установления идентичности», пьесу Сергея Перепелкина (да-да, он еще и драматург!) «Таинственный остров», материал Анатолия Омельчука о ненецкой писательнице Анне Неркаги, исследование Владимира Богомякова и Марины Чистяковой «Вненаходимость „земли Тюменской“: кризис региональной идентификации», дневниковые записки любимой преподавательницы нескольких поколений тюменских филологов Серафимы Буровой, выдержки из «Энциклопедии неотюменщиков», созданной в продолжение «Большой тюменской энциклопедии» Мирослава Немирова и еще множество интересных и полезных материалов, проиллюстрированных работами тюменских художников и дизайнеров. Приобрести сборник можно на кафедре издательского дела ТюмГУ за 150 рублей (студентам — скидка). Что до шестого выпуска, то Дворцова приглашает коллег поразмыслить над стратегиями обновления в языке и культуре. Прогнозы на XXI век, новые формы в языке и механизмы обновления, перспективы постмодернизма, авангард и феномен неокитча, тенденции тюменского книгоиздания — уже сейчас хочется эти темы обсудить, почитать мнение филологов, культурологов, писателей… Авторы найдутся, тут сомневаться не приходится, ведь у Дворцовой есть талант собирать интересных и талантливых людей. Дело за деньгами — тут уж все зависит от университетской политики: захочет вуз поддерживать интеллигентный имидж или сочтет его слишком накладным.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюменской области более 23 тысяч вакансий: популярные сферы для трудоустройства
В Тюменской области более 23 тысяч вакансий: популярные сферы для трудоустройства
На каждого безработного приходится больше 10 предложений.
#работа
#трудоустройство
#вакансии
#служба занятости
#новости Тюмени
#тек
Тюменские дачники все чаще нанимают на работу специалистов
Тюменские дачники все чаще нанимают на работу специалистов
Интерес к услугам газонокосильщиков увеличился на 748%.
#дача
#услуги
#новости Тюмени
#тек
Чем могут навредить электронные устройства?
Чем могут навредить электронные устройства?
Основное вредное вещество, которое содержится в парах электронных сигарет, - ацетат витамина Е.
#вред
#устройство
#медицина
#новости Тюмени
#тек
Тюменская мастерица открыла секреты создания "мятного домика"
Тюменская мастерица открыла секреты создания "мятного домика"
Заранее Вера Быкова представила и цветовое сочетание.
#дом
#создание
#искусство
#новости Тюмени
#тек
На акцию "Стена памяти" тюменцы принесли 60 портретов героев
На акцию "Стена памяти" тюменцы принесли 60 портретов героев
В акции поучаствовали студенты, жители Тюмени и региона.
#память
#участие
#Великая Отечественная война
#герои
#новости Тюмени
#тек