В современном мире человек, чтобы оставаться конкурентоспособным, должен успевать за переменами.
К 2030 году 30% профессий потребуют новых навыков, что вынуждает многих задуматься о дополнительном образовании. Однако для взрослых обучение может быть сложным процессом, который требует осознания своей цели и возможности интеграции в учебный процесс. Как это сделать? Вот несколько шагов для успешного старта.
Шаг 1: Делаем правильный выбор
Первый шаг — осознание необходимости смены образования. Важно выбрать программу, которая не приведет к выгоранию. Это особенно актуально для взрослых старше 30 лет, для которых обучение может быть сложным из-за семейных и профессиональных обязательств. Ульяна Раведовская из ТюмГУ советует выбирать программы, которые могут изменить фокус внимания и дать новый темп обучения. Важно также осознавать, что обучение для взрослых должно быть связано с их личной мотивацией и интересами, а не с прокачкой «чемоданчика навыков».
Шаг 2: Опираемся на личные возможности
Современные образовательные учреждения, такие как ТюмГУ, понимают, что у взрослого уже есть багаж знаний. Важно не перегружать его лишней информацией, а помочь освоить новые метанавыки и развить уже имеющиеся компетенции. Например, в ТюмГУ есть программы, направленные на развитие метанавыков, таких как способность быстро осваивать новые языки. Также университет разрабатывает гибкие модульные программы, которые позволяют адаптировать образование под нужды и предпочтения каждого студента.
Шаг 3: Цель вижу — атакую!
Когда цель ясна, процесс обучения становится проще. Специалисты ТюмГУ предлагают использовать метод S.M.A.R.T. для постановки целей. Цели должны быть конкретными, измеримыми и актуальными. Например, цель может звучать как: «Пройду курс по маркетингу, чтобы увеличить продажи на 20%». Такой подход помогает взрослым достигать небольших, но ощутимых целей, что поддерживает мотивацию.
Шаг 4: Формируем план обучения
Невозможно учиться эффективно без четкого плана. Важно учитывать уровень своей цифровой грамотности и подготовиться к обучению с учетом своих возможностей. Программа должна быть структурированной и включать временные рамки для достижения целей. Важным моментом будет подготовка финансовых затрат на обучение и возможные дополнительные материалы.
Шаг 5: Создаем систему поддержки
Поддержка — важный элемент успешного обучения. Андрей Русаков, руководитель Центра тьюторского сопровождения ТюмГУ, подчеркивает, что, когда обучение становится стрессом, важно иметь поддержку, например, в виде наставников или тьюторов. Эти специалисты помогают студентам адаптироваться к новым условиям и находить мотивацию. В некоторых случаях тьютором может быть не только человек, но и нейросети, как в лаборатории ИИ ТюмГУ. Они помогают студентам обсуждать проблемы, проводить анализ и получать советы, например, от философов, таких как Аврелий и Ницше, чтобы взглянуть на ситуацию под новым углом.
Роль университетов в этом процессе
Современные университеты, такие как ТюмГУ, стремятся стать образовательными «конструкторами», которые разрабатывают персонализированные образовательные программы, сочетая онлайн- и офлайн-обучение, обеспечивая комфортную и развивающую среду для студентов.
Подводя итоги
Образование для взрослых — это сложный, но важный путь. Необходимо найти подходящую программу, опираясь на личные возможности, и сформировать четкие цели. ТюмГУ и другие образовательные учреждения предлагают разнообразие программ, которые помогают взрослым людям адаптироваться и развиваться в меняющемся мире.
Реклама. ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». ИНН 7202010861.
Фото: ТюмГУ


