Dipol FM | 105,6 fm
92.05
98.64

Выставка портретов и автопортретов в тюменском музее

Пока в отремонтированных залах музея изоискусств идет монтаж постоянной экспозиции русской иконописи, пустоту одного из них скрасила выставка "Себя как в зеркале я вижу" – портреты и автопортреты из фондов музея. Небольшую подборку сочли в музее настолько незначительной, что не устроили даже "процедуры открытия", как это сейчас принято называть. Однако ...

Пока в отремонтированных залах музея изоискусств идет монтаж постоянной экспозиции русской иконописи, пустоту одного из них скрасила выставка «Себя как в зеркале я вижу» — портреты и автопортреты из фондов музея. Небольшую подборку сочли в музее настолько незначительной, что не устроили даже «процедуры открытия», как это сейчас принято называть. Однако посмотреть ее определенно стоит, хотя бы для того, чтоб лицом к лицу познакомиться с выдающимися тюменскими художниками. В музейной коллекции есть замечательный автопортрет Ивана Калганова (1845−1882) — жанровая сценка, в которой художник не столько показывает свое лицо, сколько позволяет заглянуть в свою повседневную жизнь. В небольшой комнатке есть все, что нужно для вдохновения — мольберт, любимая собака, стол с бутылкой вина и остатками ужина. О том, над чем работает художник можно догадаться лишь по разинутому рту и округлившимся глазам простоволосой девушки, заглянувшей в дверной проем, пока сам Калганов добродушно бомочет что-то собаке. Ну, а как выглядит художник, когда занят живописью? Губы поджаты, взгляд настороженный, любопытный, голова готова в секунду повернуться от модели к мольберту, чтоб перенести линию или блик на холст. Об этом мы узнаем, благодаря автопортрету молодого Александра Мурычева. А напротив висит его портрет работы Остапа Шруба — здесь перед нами уже состоявшийся художник, которого коллега увидел в ореоле святости. То есть, нимба на картине Шруба нет, но манера, в которой он изобразил Мурычева, жест которым он взмахивает кистью, да и фон, заполненный символическими вехами биографии героя — все наталкивает на мысль об иконе. Портрет и автопортрет живописуют биографию Юрия Юдина. На автопортрете — молодой человек, прозрачный и светлый, похожий на монаха. На портрете кисти Генриха Засекина — зрелый мужчина, охотник на привале, окруженный осенним пейзажем. Охотник за вдохновением. Борис Паромов изобразил себя на картине «Август» (1974) в декорациях Тюмени, в сюжете вроде бы статичном, но полном внутреннего напряжения. На автобусной остановке, на перекрестке ли, — посреди улицы стоят спина к спине девушка и молодой мужчина. Она — совсем девчонка, пластинку сжимает в руках, смотрит сквозь зрителя с надеждой, как будто пытаясь разглядеть в своем будущем что-то романтическое и многообещающее. Он стоит в полоборота, курит (наверняка, нервно!) и похож чем-то на поэта Бродского. Они стоят так близко, но неяркий августовский день, их жесты и фигуры внушают смутную тревогу. Если здесь речь о романе, то он, кажется, скоро кончится. Виктор Овчаров написал портреты основоположников тюменского живописного искусства Александра Митинского и Ивана Котовщикова. А самого Овчарова запечатлел Виталий Шилов. И этот портрет настоящего шестидесятника в красной полосатой рубахе, с бородой и трубкой вышел у маэстро Шилова куда живее и человечнее, чем все его коронные псевдо-исторические полотна. Как непросто писать портрет художника, показывает так и не законченный С. В. Ивановым (1867−1910) портрет Василия Милиоти. На картине, точнее на наброске — человек, сидящий на банкетке в неловкой, нетерпеливой позе, готовый в любой момент сорваться и убежать, ведь дело художника — смотреть и рисовать, а не позировать часами. На выставке можно найти самые разные техники и стили, прогулявшись, таким образом по истории изобразительного искусства. Реалистичные и экспрессивные, напичканные символами и лаконичные, кубистические, декадансные, даже поп-артовские портреты! Самым выдающимся экспонатом прошу считать скульптурный портрет великого армянского художника Мартироса Сарьяна работы Вагана Терзибашьяна. Белая голова покрыта разноцветной глазурью майолики — голубые волосы, желтая шея, красный лоб. Портрет Сарьяна напоминает его собственный взгляд на мир, взгляд сквозь солнечные очки жизнелюбия, делавший картины Сарьяна такими живописными.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские предприниматели, чье дело пострадало от паводка, получают помощь
Тюменские предприниматели, чье дело пострадало от паводка, получают помощь
Прорабатываются вопросы логистики и отсрочек платежей.
#Тюменская область
#бизнес
#помощь
#паводок
Владимир Якушев: Целевые показатели нацпроекта "Культура" в УрФО выполнены
Владимир Якушев: Целевые показатели нацпроекта "Культура" в УрФО выполнены
"Наш основной приоритет - это люди, для которых создается культурная среда..." - подчеркнул полпред.
#культура
#нацпроекты
#УрФО
#Тюменская область
#Владимир Якушев
#Александр Моор
На концертах знаменитой "Музыкальной экспедиции" в Тюмени и Тобольске можно побывать бесплатно
На концертах знаменитой "Музыкальной экспедиции" в Тюмени и Тобольске можно побывать бесплатно
Начало фестиваля - 21 мая.
#фестиваль
#музыка
#Тюменская область
#культура
#Тюмень
#Тобольск
Эксперт: культурные мероприятия в День Победы призваны напомнить о подвиге народа
Эксперт: культурные мероприятия в День Победы призваны напомнить о подвиге народа
Регион присоединится и ко всероссийским акциям.
#День Победы
#история
#память
#Тюменская область
Тюменские школьники могут пополнить "Летопись сердец"
Тюменские школьники могут пополнить "Летопись сердец"
В этом году эта акция посвящена детской литературе и кино о Великой Отечественной войне.
#Великая Отечественная война
#дети
#школьники
#конкурс
#история
#акция
#кино
#литература