В Музейном комплексе имени Ивана Словцова хранится коллекция вееров: самый старинный датируется последней третью XIX века.
Выставка «Искусство веера», что открылась накануне в музее «Дом Машарова», показала: если разобраться, то веер окажется куда интереснее, чем его современные собратья вентилятор или кондиционер.
Чего стоят только многочисленные легенды о происхождении этих «крыльев прохлады». Греки рассказывают, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров. В средневековой Европе считалось, что первый веер придумала Ева, обмахиваясь сорванной с дерева веткой. У восточных народов о веере есть свои истории. И свое им применение: например, китайские монахи превратили безобидный предмет в оружие. Для этого снабдили веер стальными пластинами и наносили им ощутимый урон противнику.
В Музейном комплексе имени Ивана Словцова хранится коллекция вееров: самый старинный датируется последней третью XIX века, вееров начала века XX больше и они отлично сохранились. А вот заготовки — эскизы красочных разворотов, которые еще называют экранами вееров — есть и постарше, XVIII века. Всего — почти два десятка экспонатов. Плюс множество предметов, которые либо имеют отношение к процессу изготовления веера, либо к эпохе: фотографии в старинных позолоченных рамочках, кисти, которыми на Востоке расписывали веера, зеркала причудливых размеров и форм и многое другое.
Все это богатство музееведы умудрились разместить на четырех стеллажах, развернув выставку так, чтобы прочитывалась история возникновения и трансформации веера. Так, переходя от одного стеллажа к другому, узнаешь, что изначально веера появились на Востоке и представляли собой конструкцию из круглой рамы с закрепленным внутри листом бумаги или куском ткани. Потом они стали складными и использовались не только для того, чтобы обмахиваться в жару. Например, японцы подавали на кончиках вееров милостыню бедным. Они же первыми придумали украшать веера росписью. Китайцы, как уже было сказано, пристроили веер для самообороны, но стукнуть кого-нибудь сложенным массивным веером могли не только воины, но и восточные дамы.
В Европе же веер считался предметом роскоши, а никак не средством самообороны. Именно в эпоху Просвещения веера стали украшать драгоценными камнями, перьями, золотом. В XIX веке в Европе и в России дама не появлялась в обществе без модного аксессуара: им и обмахивались, и скрывали свои недостатки. Веер при этом становился все меньше и все ажурнее. А затем, после 1919 года — исчез.
Музееведы объясняют исчезновение веера из обихода все ускоряющимся ритмом жизни, XX век с его все растущими скоростями уже плохо располагал к неспешной беседе по-французски и веерам, притаившимся в складках дамского кринолина. Да и к самому кринолину тоже. Сегодня веер в основном занимает музейные витрины и выглядит в них по-царски.