Dipol FM | 105,6 fm

Высшая школа: реформа без кульбитов

О своем взгляде на проблемы и перспективы высшей школы рассказал депутат Тюменской областной Думы, заместитель председателя комитета по социальной политике Евгений Заболотный в рамках совместного проекта Интернет-газеты "Вслух.ру " и Облдумы "Общественная приемная".

В вузах области завершается горячий сезон приема на первый курс. Он проходит по новым правилам, однако специалисты утверждают, что эти нововведения могут быть не последними, поскольку система высшего образования по-прежнему нуждается в совершенствовании. О своем взгляде на проблемы и перспективы высшей школы рассказал депутат Тюменской областной Думы, заместитель председателя комитета по социальной политике Евгений Заболотный в рамках совместного проекта Интернет-газеты «Вслух.ру «и Облдумы «Общественная приемная». — Евгений Борисович, на последнем заседании Тюменской областной Думы вы выступали против проекта поправок в федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Почему? — Я выступил не против принятия поправок, а за их доработку. Эта федеральная инициатива устанавливает порядок приема в образовательные учреждения высшего профессионального звена для тех, кто окончил школу до 1 января 2009 года. Им разрешено сдавать вступительные экзамены без ЕГЭ. Я считаю, что такое право должны получить и некоторые другие категории граждан. Мое выступление касалось лиц, которые получили среднее профессиональное образование. Специфика некоторых образовательных программ заключается в том, что человек проходит несколько этапов. Это прежде всего касается специальностей искусства: человек должен обязательно закончить музыкальную школу или школу искусств, затем получить среднее профессиональное образование и только после этого идти в высшую школу. Таким образом, вступают в действие несколько ограничений: по госстандарту человек должен сначала обязательно получить среднее профессиональное образование, а по закону об образовании он еще должен сдать ЕГЭ. Полагаю, что мы поступаем несправедливо и закрываем дорогу в высшую школу для талантливой молодежи, с малых лет посвятившей себя уже избранной профессии. Во-первых, в учреждениях среднего профессионального образования госстандарт не позволяет уделять столько времени подготовке к ЕГЭ, как в общеобразовательной школе. А во-вторых, там студенты сосредоточены на другом, они уже сызмальства готовятся к избранной профессии. Мое предложение сводилось к тому, чтобы в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» внести изменения, позволяющие тем, кто получил среднее профессиональное образование, поступать в высшую школу на программы подготовки специалистов соответствующего профиля без ЕГЭ. Должен сказать, что на последнем съезде «Справедливой России» была принята программа партии, в которой целый раздел посвящен образованию. Там, в частности, сказано, что «Справедливая Россия» будет добиваться того, чтобы человек по выбору, в зависимости от желания, участвовал в ЕГЭ. Мое предложение не было рассмотрено в связи с особенностями процедуры принятия законов. Дело в том, что законопроект пока проходит первое чтение. А после того как эта процедура завершится, будут вноситься изменения и дополнения. — Вы планируете в будущем вернуться к этому вопросу? — Инициатором обсуждаемых изменений в законодательстве был председатель Совета Федерации и председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Я направил свои предложения ему, а также министру культуры Р Ф Александру Авдееву и заместителю председателя комитета по культуре Госдумы Р Ф Елене Драпеко, которая, кстати, представляет «Справедливую Россию». Думаю, что мы к этим предложениям еще вернемся, в том числе и в областной Думе. Я написал об этом и председателю Облдумы, и председателю комитета по социальной политике с тем, чтобы эти предложения были учтены в дальнейшем, сформулировал поправки в закон. — В целом как вы относитесь к системе ЕГЭ? — В целом я думаю, что она вполне приемлема. Безусловно, она требует совершенствования как в содержательном плане, так и в организационном. Недавно министр образования Андрей Фурсенко очень бойко отрапортовал Президенту России о том, как министерство успешно отработало с ЕГЭ. Но у меня возник вопрос к министру: проинформировал ли он Президента о том, что в этом году вносились изменения в правила приема? Это касалось того же поступления в вузы на базе среднего профессионального образования, организации дополнительной сдачи ЕГЭ, некоторых других вопросов. Мы все-таки должны думать о людях, ведь с образованием сегодня прямо или косвенно связан каждый россиянин. А люди были в неведении, какими же будут правила приема. Полагаю, что эксперименты в таком масштабе ставить нельзя, и то, что министерство заставляло кувыркаться и вузы, и наших абитуриентов, не выдерживает никакой критики. — Как вы считаете, нуждается ли система ЕГЭ еще в каком-нибудь регулировании? — Систему ЕГЭ, на мой взгляд, нужно унифицировать. Во-первых, не должно быть такого разброса вступительных испытаний. К примеру, в Тюменской государственной академии культуры и искусств есть родственные специальности, но на одну из них нужен ЕГЭ по литературе, на другую — по истории, а на третью — по обществознанию. Сегодня обязательными для сдачи являются ЕГЭ по русскому языку и математике, и это отработано. Остальные экзамены выпускник выбирает сам в зависимости от того, куда собирается поступать. Но мы знаем, что большинство молодых людей до последнего дня выбирают профессию. Есть, безусловно, те, кто изначально четко ориентирован. В некоторых семьях есть традиции, когда несколько поколений работают в одной профессии, это здорово. Но многие выпускники выбирают до последнего момента, а их ставят в условия выбора уже в школе, где они должны определиться с экзаменами по ЕГЭ, которые нужны при поступлении. Мне представляется, что если мы уже пошли по этому пути и сделали процесс необратимым, то обязательными для сдачи ЕГЭ в школе нужно сделать 4−5 дисциплин, и их же унифицировать в качестве вступительных испытаний в высшей школе. Их должны сдавать все без исключения. Выпускник ведь в любом случае сдает экзамены за курс общеобразовательной школы, так давайте сделаем его в форме ЕГЭ. Тогда у нас эта связка заработает. — Какие еще предметы, кроме русского языка и математики, на ваш взгляд, должны быть обязательными? — Я думаю, что обязательной для тех, кто идет в технические вузы, нужно сделать физику, а для медицинских вузов — биологию. Но эту тему, безусловно, должны обсуждать специалисты. Что касается гуманитарной подготовки, то рядом с русским языком должна быть литература. Как в свое время оценивали по сочинению, выставляя оценку по русскому языку и литературе. Я думаю, что вполне можно было бы сделать ЕГЭ единым по русскому языку и литературе, плюс сдавать либо историю, либо обществознание. — Как вы оцениваете результаты ЕГЭ по Тюменской области? — Мы можем однозначно говорить о результатах ЕГЭ по обязательным предметам — русскому языку и математике. В Тюменской области средний балл по русскому языку в прошлом году был 56,5, в этом году — 58. По России в этом году он составляет 56,5, то есть мы показываем достаточно хорошие результаты. По математике в прошлом году в Тюменской области средний балл был 44, в этом году — 48,4, а по России — 43,2. По обществознанию в прошлом году он был 58,2, в этом году похуже — 57,7, но все равно лучше, чем по России в целом — 56,8 балла. По остальным предметам говорить пока рано, потому что многие нашли причину, позволяющую им участвовать во второй волне ЕГЭ, она сейчас проходит в вузах. — Известно, что в этом году будет вестись последний набор абитуриентов-заочников, желающих получить второе высшее образование по сокращенной трехлетней системе по программам подготовки специалистов. Расскажите, с чем это связано? — Это связано с переходом на двухуровневую систему. С 1 января будут введены новые образовательные государственные стандарты, тогда будет понятно, что у нас сохранится в виде специалитета, а что перейдет на бакалавриат и магистратуру. В этом году в последний раз абитуриенты принимаются на специалитет по сокращенной программе. — А как вы относитесь к двухуровневой системе, вводимой в высшей школе? — Я считаю, что и вузам, и человеку надо дать право выбора. У нас есть устоявшаяся система специалитета. Мне ближе всего специальности культуры, искусства, и здесь большинство специалистов считают, что ломать эту систему нельзя, она у нас трехуровневая, начинается с малых лет и продолжается в течение почти 18 лет (7 лет в музыкальной школе, 3−4 года в училище и 6 лет в высшей школе). Это касается и хореографов, и музыкантов. В то же время и в этой сфере я ничего не вижу предосудительного в переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Но человеку и вузам надо дать право выбора. Тем более что в общественном сознании выпускник-бакалавр пока не занял должное место. Надо поменять психологию работодателя, чего в обществе почти не делается. Мы сосредоточились на самой системе образования, а общественное сознание не реформируем. И многие работодатели до сих пор считают, что бакалавр — это фамилия специалиста, а не уровень его образования. Нужно понимать, кто такой бакалавр и хватит ли его компетенции для определенных функций на его рабочем месте, и кто такой магистр. К сожалению, в этом направлении тоже пока мало что делается. — Давно ходят разговоры о законодательном закреплении распределения и отработки выпускников-бюджетников. Ваше отношение? — Здесь есть несколько аспектов. Одни считают, что государство оплатило учебу и вправе требовать отдачи от молодого специалиста. Полагаю, что такой подход в корне неверен потому, что на самом деле за учебу того или иного гражданина платит не государство, а налогоплательщик. Подход должен быть таким: я заплатил налоги, я их плачу исправно, и государство в этой ситуации оказывает образовательную услугу моей семье. С другой стороны, общество должно регулировать через государство потребности в том или ином специалисте. Обществу надо, чтобы в селе таком-то был врач и учитель, и молодой специалист какое-то время должен там отработать. И в этом смысле распределение имеет право быть. В то же время в сегодняшней ситуации сам выпускник должен быть заинтересован в том, чтобы определенное количество вакансий было квотировано на предприятиях. Но при этом возникает много вопросов по поводу способности предприятий квотировать эти рабочие места и желания выпускника пойти именно на это предприятие и получать именно ту зарплату, которую ему могут предложить. У меня нет однозначного рецепта, надо ли это вводить на законодательном уровне. Если это законодательно закреплять, то надо создавать условия для молодого специалиста. Если мы заинтересованы в том, чтобы он ехал в незнакомое место, вырывался из привычной для себя жизни, то должны создать условия. Партия «Справедливая Россия» неслучайно ставит вопрос о необходимости обеспечения молодых специалистов социальным жильем. Молодой педагог, например, не может приехать в никуда, жить нигде и при этом еще думать о результатах единого государственного экзамена, за которые он будет ответственен. — Как вы считаете, должны ли вузы заниматься наукой или эту прерогативу стоит оставить НИИ? Если должны, то что нужно сделать, чтобы результаты научной деятельности вузов были востребованы? — Я полагаю, что вузы и наука органически связаны. Невозможно подготовить специалиста, если он не занимается научной деятельностью. К тому же преподаватель должен глубоко знать свой предмет. А чтобы быть в русле, должен постоянно работать над собой, интересоваться новинками, научными открытиями. Тюмени, с одной стороны, не повезло, она осталась в стороне от академической науки в отличие от того же Екатеринбурга, где есть мощные научно-исследовательские подразделения Академии наук. Но, с другой стороны, получила развитие вузовская наука. Сегодня наиболее продвинутые научные коллективы как раз сосредоточены в высшей школе. Это и лаборатории, и специализированные научно-исследовательские институты в составе высших учебных заведений. Неслучайно крупные научные проекты реализовывались именно в высшей школе. Надо это поддерживать. — Как вы относитесь к созданию многоуровневых образовательных комплексов? — Опыт Тюменской области показал, что это оправдано. Сегодня таких комплексов два: Тюменский государственный нефтегазовый университет и Тюменская государственная академия культуры и искусств. Там, где особенно необходима непрерывность образования, очень важно, чтобы обучение проходило в рамках одного учреждения, где были бы выработаны единые образовательные программы, подходы, где человек мог бы общаться не только с педагогом начального профессионального образования, но и с профессором кафедры. А с другой стороны, чтобы тот, кто пришел получать высшее образование, мог получить и рабочую специальность (это больше характерно для нефтегазового университета). — Считаете ли вы, что укрупнение вузов, а значит, уменьшение их числа, ведет к улучшению качества образования? — Я бы развернул эту тему несколько в другую плоскость. Безусловно, в 90-е годы высшая школа разрослась и вряд ли сегодня нужна в таком виде. К тому же часто вузы брались за открытие непрофильных для себя специальностей. Получилась разросшаяся малоуправляемая и аморфная система. И мне думается, что пришло время серьезно задуматься над региональной моделью высшего профессионального образования. Сегодня в выигрыше те вузы, которые имеют свой профиль. К примеру, медицинская академия имеет ориентированного на это учебное заведение абитуриента. И там, я думаю, есть конкурс. Сельскохозяйственная академия, академия культуры и искусств… Нам грех жаловаться на количество заявлений: на сегодняшний день конкурс в академии культуры и искусств — почти пять человек на место. Прежде чем говорить об укрупнении вузов, надо четко представлять, какова должна быть региональная модель высшего профессионального образования. Мы должны понимать, каких специалистов необходимо готовить у себя в регионе, а каких — в других регионах или центре. Этому способствуют и экономический кризис, и демографический. В прошлом году в Тюменской области было 12 тыс. выпускников общеобразовательных школ, в этом году их 8 тыс., а в следующем году будет только 7 тыс. Такая тенденция сохранится в ближайшие несколько лет, поэтому есть над чем работать.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Умер бывший главный редактор «Тобольской правды» Тимур Волков
Умер бывший главный редактор «Тобольской правды» Тимур Волков
Ему было 62 года.
#некролог
#утраты
#журналист
#Тобольск
#Тюменская область
#тк
Тюменский Роспотребнадзор проверил воздух в районе Онохино на вредные вещества
Тюменский Роспотребнадзор проверил воздух в районе Онохино на вредные вещества
Проверка прошла после сообщений о запахе гари.
#Роспотребнадзор
#воздух
#проверка
#Тюменский округ
#Онохино
#тк
Выпускники 11 классов напишут итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ: основная информация
Выпускники 11 классов напишут итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ: основная информация
Для получения «зачета» нужно выполнить определенные требования.
#ЕГЭ
#выпускники
#сочинение
#Рособрнадзор
#требования
#новости Тюмени
#новости России
#тк
В Тюменской области повышенная выплата 3 млн 400 тысяч рублей для контрактников действует до 30 ноября
В Тюменской области повышенная выплата 3 млн 400 тысяч рублей для контрактников действует до 30 ноября
Военнослужащие после вступления в ВС РФ проходят подготовку.
#СВО
#контракт
#Минобороны
#выплата
#военная служба
#военнослужащие
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк
В мобильных офисах ФНС тюменцам помогут подключиться к «Семейному доступу»
В мобильных офисах ФНС тюменцам помогут подключиться к «Семейному доступу»
График работы на этой неделе.
#УФНС
#налоги
#налоговая служба
#мобильный офис
#Тюменская область
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять