Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил отношение россиян к крупным отечественным компаниям. Социологи отмечают, что это отношение серьезно улучшилось за прошедший год, но при этом стало более дифференцированным – практически исчезли те, кто меряет весь крупный бизнес "под одну гребенку".
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил отношение россиян к крупным отечественным компаниям. Социологи отмечают, что это отношение серьезно улучшилось за прошедший год, но при этом стало более дифференцированным — практически исчезли те, кто меряет весь крупный бизнес «под одну гребенку».
Среди ведущих российских компаний только три — «Газпром», ЛУКОЙЛ и Сбербанк — известны в настоящее время более чем половине россиян (58, 57 и 54% соответственно). От 30 до 44% респондентов слышали и что-то знают о таких компаниях, как РАО «ЕЭС России», АВТОВАЗ, ЮКОС, «Аэрофлот — Российские авиалинии» и «Сибнефть». Остальные компании, тестируемые в ходе исследования, оказались знакомы менее чем 20% опрошенных.
Существенных изменений в динамике известности крупнейших компаний за последний год не произошло. Единственно исключение — ЮКОС, который сегодня известен 36% россиян против 42% год назад. Более информированы о российском крупном бизнесе обеспеченные россияне, однако информированность о «ЮКОСе» малообеспеченные россияне демонстрировали чаще относительно финансово благополучных (39 и 22%).
Значительные изменения зафиксированы по вопросу о том, какие из крупнейших компаний приносят стране и ее населению в целом больше пользы, а какие — больше вреда. Прежде всего, резко сократилась доля респондентов, считающих, что пользу приносят «все компании» (с 21 до 5%) или что «таких вообще нет» (с 15 до 10%). Одновременно резко возросла доля затруднившихся ответить на этот вопрос (с 21 до 33%).
Отношение к большинству ведущих компаний существенно улучшилось. Особенно выиграл Сбербанк (с 15 до 23%), «Газпром» (с 15 до 22%), ЛУКОЙЛ (с 12 до 16%), «Аэрофлот — Российские авиалинии» (с 9 до 13%), АВТОВАЗ (с 6 до 10%). Единственная компания, доля положительных откликов в адрес которой снизилась, был ЮКОС (с 6 до 3%). РАО «ЕЭС России» — обычно наиболее критикуемая компания из числа крупнейших — в целом сохранила прежние позиции, незначительно их улучшив (8% считают, что от него больше вреда, 10% — что больше пользы. Год назад соотношение было противоположным.
Наиболее позитивно в отношении крупных российских компаний настроены россияне со сравнительно высокими доходами; это проявляется, прежде всего, в оценках деятельности «Газпрома», ЛУКОЙЛа и РАО «ЕЭС России». Антилидером среди крупных компаний сегодня является ЮКОС: доля тех, кто считает, что он приносит стране больше вреда, чем пользы, составляет 12%, тогда как в отношении других компаний этот показатель не превышает 8%.
Динамика отрицательных оценок деятельности компаний подтверждает тенденцию улучшения репутации крупного бизнеса. Исключение составляет ЮКОС, доля негативных оценок работы которого за год возросла на 6%.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 21−22 мая 2005 г. Опрошено 1507 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.