Вторая волна протеста авиадиспетчеров началась во многих городах. Как сообщил корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» президент Федерации профсоюзов авиадиспетчеров Сергей Ковалев, первыми голодовку 22 декабря возобновили работники предприятий ОВД Омска. В акции протеста участвуют как авиадиспетчеры, так и специалисты ЭРТОС, в общей численности до 80% трудового коллектива. Ряды голодающих пополнили авиадиспетчеры Сургута, Салехарда, Новосибирска, Саратова, Ростова-на-Дону, Архангельска. В 21 час по московскому времени начали голодовку авиадиспетчеры Нового Васюгана, через воздушную зону которого направлялись рейсы в период закрытия центров УВД Ханты-Мансийска и Сургута в начале декабря.
Сегодня намерены начать голодовку авиадиспетчеры Тарко-Сале, Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Радужного, Новосибирска, Самары. Тюменские аэронавигаторы пока еще не приняли решение об участии в акции протеста. По словам Сергея Ковалева, ожидается, что в акции протеста примут участие работники более 40 аэропортов страны.
В связи с тем, что Мосгорсуд запретил бастовать организаторам воздушного движения, президент ФПАД заявил, что диспетчеры найдут способы обойти запрет. Акция будет проходить в различных формах — голодовка, уход на больничный, другие не запрещенные законом действия. Председатель профсоюзного комитета диспетчеров Сургута Павел Бубнов отмечает: «От работы мы не отказываемся. Как и в прошлый раз, диспетчеры, не принимая пищу, будут после медицинского обследования приступать к своим обязанностям».
Решение о проведении единой акции протеста было принято 20 декабря на конференции отраслевых профсоюзов. Диспетчеры считают себя вновь обманутыми, поскольку Минтранс и Госкорпорация по обеспечению воздушного движения не выполнили своих обещаний, данных во время предыдущей голодовки авиадиспетчеров. В субботу, 21 декабря, российскому правительству не удалось убедить авиадиспетчеров отказаться от своих намерений. Напомним, что в конце ноября в нескольких аэропортах страны начались голодовки авиадиспетчеров, требующих повышения зарплаты. Эта акция была приостановлена в связи с началом переговоров с руководством
Государственная корпорация по организации воздушного движения направила в субботу всем территориальным органам указание о повышении заработной платы диспетчерам почти на 16% с 1 января 2003 года. Гендиректор Госкорпорации Борис Кушнерук утверждает, что «данное повышение является максимально возможным исходя из имеющихся в распоряжении службы финансовых ресурсов».
Постановление об увеличении жалования на 15,72% госкорпорацией по ОВД не повлияло на решение отраслевых профсоюзов начать акцию протеста. Авиадиспетчеры требуют повысить зарплату на 30% - это в два раза больше, чем предлагает правительство. Как говорят аэронавигаторы, по сути, повышение зарплаты почти на 16% в январе 2003 года — всего лишь индексация, ведь именно на столько возросли цены. Президент ФПАД Сергей Ковалев уверен, что «предложенное работодателями повышение зарплаты не решает проблемы в целом».
Работодатели же считают, что дальнейшее увеличение зарплаты авиадиспетчерам может привести к развалу всей системы управления воздушным движением над территорией России. Об этом ИТАР-ТАСС заявил заместитель гендиректора Госкорпорации по ОВД Валерий Ежов. «Для того, чтобы повысить зарплату почти на 16%, пришлось израсходовать те средства, которые предполагалось потратить на модернизацию системы, без чего нормальное ее функционирование вообще будет невозможно», — подчеркнул Ежов. По его словам, прибавка к зарплате распространяется только на работников так называемого первого звена специалистов — авиадиспетчеров и инженеров, обслуживающих системы связи и радиолокации.
«При дальнейшем увеличении зарплаты через полгода придется выключать радиолокаторы и переводить систему УВД на ограниченный режим работы, — добавил Ежов, — что приведет к материальному ущербу для российских авиакомпаний и уходу из воздушного пространства России зарубежных авиаперевозчиков». Что касается нынешней ситуации, то представитель Госкорпорации убежден, что она стабилизируется. А единая система УВД России «будет работать в штатном режиме, и зоны закрываться не будут».