Государственная дума намерена провести реформу средств массовой информации. Нововведения разрабатываются Экспертным советом думского комитета по информационной политике. Возглавляет совет автор действующего закона о средствах массовой информации Михаил Федотов. Об этом пишет сегодня РБК.
Как сообщил газете «Время новостей» заместитель председателя комитета Борис Резник («Единая Россия»), реформа состоит из трех частей.
Во-первых, независимость прессы будет обеспечивать государство: оно перестанет облагать массмедиа непосильными налогами, предоставит им фиксированные цены на бумагу и типографские расходы. Во-вторых, будет ограничена монополизация средств массовой информации. Как пояснил Резник, «нельзя иметь определенное количество акций в разных СМИ, нельзя иметь предназначенные для одной и той же аудитории телеканал и газету». И в-третьих, парламентарии предлагают взять пример с заграницы и учредить полноценное общественное телевидение, свободное от «назойливой телерекламы, чернухи и обнаженки». Существовать подобный телеканал будет за счет абонентской платы зрителей. По словам Бориса Резника, это удовольствие будет стоить сущие копейки — 16 руб. с человека в месяц.
Тем не менее нашлись у этой, казалось бы, благой идеи и весьма яростные критики. Так, заместитель директора Центра политтехнологий Борис Макаренко считает, что «то, что на Западе называется public, а у нас это любят переводить как «общественное», на самом деле обозначает «государственный канал».
Таким образом, не похоже, что западный опыт сможет прижиться на российской почве, пишет газета. С другой стороны, рецепт независимости прессы все же есть, и, как полагает Борис Макаренко, не так уж он сложен: «Главное, чтобы СМИ были экономически состоятельны, тогда на них никто не сможет надавить». А для этого вместо десятка рамочных законопроектов нужна просто нормально функционирующая рыночная экономика — с большим количеством компаний-рекламодателей и состоятельными потребителями, которые могут себе позволить заплатить за абонентский ТВ-канал или подписаться на несколько печатных изданий. Государственная же поддержка — это просто еще одна дотационная игла, на которой и так сидит большое количество российских СМИ, особенно региональных, заключает эксперт.