Амине - 14 лет, Оксане - 36. Обе борются с раком.
В США, Германии и Британии миллионы людей являются потенциальными донорами костного мозга. В России таких около 150 тысяч. Трансплантацию костного мозга чаще всего применяют для лечения рака, она становится последним шансом для пациента. Среди тюменцев есть те, кому повезло найти своего донора, — их антигены совпали, и это редкость. Правда в обеих историях спасителями стали родственники пациенток — в регистрах подходящих людей не оказалось.
Амина, 14 лет
В Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева прямо сейчас проходит лечение Амина Мусина. Диагноз ей поставили два года назад, тогда ей было всего 12 лет. У нее острый лимфобластный лейкоз.
Сейчас Амина на стадии восстановления после трансплантации костного мозга. Донором стал ее брат. Трансплантация девочке понадобилась после инновационной CAR-T-терапии — у девочки взяли ее иммунные клетки, модифицировали и размножили, чтобы снова ввести в кровь. Это лечение проходило сложно — у Амины появились вторичные инфекции, которые могли побороть только определенные компоненты крови, образующиеся в костном мозге.
«Переливание гранулоцитов врачи используют редко — когда нет другого выхода. Сложность в том, что эти компоненты не собрать за день. Донор приходит на станцию переливания, проходит типирование — подходит или нет, если да, ему проводят стимуляцию гранулоцитов — буквально один укол в плечо, а потом ждут выработки», — рассказала мама Амины, Салтанат Мусина в программе «Вечерний хэштег» на канале «Тюменское время».
Чтобы узнать, подходит ли их костный мозг Амине, многие тюменцы специально прилетали в Москву, где лечится девочка. Но часто они не попадали под нужные критерии.
Оксана, 36 лет
Об Оксане тюменцы узнали в ноябре прошлого года, тогда она искала донора. Время истекало, а подходящего человека в регистрах все еще не было, поэтому врачи приняли решение пересадить ей костный мозг матери, несмотря на то, что их антигены совпали всего на 50%.
С раком Оксана боролась шесть лет. В 2014 году ей поставили диагноз — хронический миелоидный лейкоз.
«Донора мы искали два месяца, острый вопрос о пересадке встал в сентябре. Зарубежный реестр тогда был закрыт из-за пандемии, и нам сразу сказали, что в российском подходящего донора нет, нужно искать. Когда времени ждать больше не было, мы протипировали маму», — рассказала Оксана Мешалкина.
Врачи предупредили пациентку, что это большой риск, но выхода не было. Прогнозов доктора не дают, но, по словам Оксаны, все зависит от настроя реципиента. «Пролежав три месяца, я поняла, что только настрой и поддержка могут вытащить оттуда», — добавила она.
Про регистр
В России существуют отдельные регистры потенциальных доноров, но фонды не всегда взаимодействуют друг с другом. Недавно в Госдуму внесли законопроект о создании единого регистра. Также авторы определили, кто и как будет доставлять донора в клинику, осуществляющую трансплантацию. Но медицинский директор Национального регистра доноров костного мозга им. В. Перевощикова (НРДКМ) Ольга Макаренко считает, что пока законопроект недоработан — еще предстоит определить, кто будет платить, например, за проживание и питание.
Сейчас тюменские врачи, чтобы инициировать поиски донора, связываются с партнерами — федеральными центрами Москвы и Санкт-Петербурга, на базе которых проведут операцию. Они, в свою очередь, рассылают запросы в каждый существующий регистр.
Как стать донором?
Тюменцы могут сдать кровь на типирование и войти в регистр доноров в любом офисе «Инвитро» бесплатно — эта компания сотрудничает с НРДКМ им. В. Перевощикова. На заполнение анкеты уйдет десять минут, затем у вас возьмут 4-9 мл крови из вены. Если клетки подойдут, предложат стать донором.
Недавно появился еще один способ попасть в регистр — бескровный. Специальными палочками врачи делают забор буккального эпителия с внутренней поверхности щек и губы. В Тюмени пока этот способ не используют, но если найдутся желающие, НРДКМ через волонтера передаст в медицинскую организацию нужные наборы.
Мы уже общались с тюменцами, которые стали донорами костного мозга. Анатолий вступил в регистр в 2013, а донором стал спустя шесть лет — он подробно рассказал, как проходила трансплантация. С Евгением мы разобрали основные мифы, связанные с донорством.
Фото: ВК «Федеральный регистр доноров костного мозга Киров», @rusfond