Dipol FM | 105,6 fm
91.69
98.56

Время надежд: музею изоискусств стукнуло полвека

Айвазовский, Репин, Кустодиев, Ге, Брюллов, Кандинский… Мы привыкли разглядывать их шедевры в репродукциях – на открытках и в альбомах, но картины великих мастеров ближе, чем многие привыкли думать. О сокровищах, которые хранятся в Тюменском музее изобразительных искусств, о прошлом и будущем музея, празднующего в 2006 году полувековой юбилей, рассказывает ...

Айвазовский, Репин, Кустодиев, Ге, Брюллов, Кандинский… Мы привыкли разглядывать их шедевры в репродукциях — на открытках и в альбомах, но картины великих мастеров ближе, чем многие привыкли думать. О сокровищах, которые хранятся в Тюменском музее изобразительных искусств, о прошлом и будущем музея, празднующего в 2006 году полувековой юбилей, рассказывает директор ТМИИ Надежда Васькова.— За эти 50 лет мы вышли на хороший уровень государственного музея с коллекциями, которые достойно смотрятся на выставках в Третьяковке и Государственном историческом музее. Взять хотя бы одну из лучших работ Кандинского, «Композицию» 1916 года, которая оказалась не в каком-нибудь именитом музее, а именно у нас. Кто-то назвал бы это везением, но, по-моему, — это результат систематической работы нескольких поколений искусствоведов, профессионалов, пополнявших фонды. Коллекции формировались по трем направлениям — классическое западноевропейское и русское искусство, современное и региональное искусство — ни одну из них ни разу не удавалось показать во всей полноте. Несмотря на то, что уже четвертый год музей работает в режиме выставочного зала и у нас большой оборот фондов! Поэтому в юбилейный год мы запланировали показать все самое ценное, что музей собирал пятьдесят лет. Будут большие выставки икон, классической живописи, графики и скульптуры, ретроспекция тюменских художников, проект, посвященный северному изобразительному стилю — не только живопись известных художников Геннадия Райшева и Константина Панкова, но и уникальная ваховская береста, например… — Традиционный музей собирает, хранит и изучает предметы. Теперь, кажется, обсуждаются новые задачи для современных музеев?— Задачи музея определены самим его существованием, и они сохраняли значимость в самые тяжелые периоды истории. Например, в 80−90-е годы удавалось не только сохранять, но и пополнять коллекции. В Союзе музеев сегодня обсуждают скорее вопрос выживания музея как носителя ценностей, формирующих определенные ориентиры для общества. Потому и не перевели музеи в статус автономных некоммерческих организаций, что в правительстве понимают, — речь идет о сосредоточения культурных ценностей государственного уровня, следующих по значимости после нефти, газа и золотого запаса. В целом по России — все-таки тенденция внимания государства к музеям. В Ханты-Мансийске огромные деньги вкладываются в формирование коллекций и постоянной смены экспозиций никто не требует. В Омске строится новый корпус художественного музея. В Кирове развивают музей имени Васнецова. Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Иркутск, Красноярск — вообще музейная Мекка… — Тюменские госчиновники наверняка бы ответили, что для развития тюменских музеев у нас строится целый комплекс.— Комплекс — чисто административное решение. Я не представляю себе существование двух музеев в одних стенах — это же разные принципы комплектации, хранения, экспонирования. В 30-е годы такое уже пробовали — ни к чему хорошему не привело…— Вроде искусствоведам предложили высказать свои требования к проекту той части комплекса, которую отдадут под изобразительное искусство?— Мы предложили в новом здании сделать фондохранение, а тут оставить галереи. Но последствий не знаем — нас никто не ставит в известность. Видимо, что-то решается…Областная столица, культурный центр не может существовать с одним музеем, который представляет собой мешанину. Во всем мире музеи склоняются к специализации, потому что классику надо показывать в одних условиях, а народное искусство — в совершенно иных, в особняке, например, старинном. В общем, я очень рада за краеведческий музей, у которого сохранятся филиалы, — маленькие музеи делают город насыщенней, превращают административную столицу в культурную. В Ханты-Мансийске — 5 музеев на 60 тысяч населения, и это признанная административная и культурная столица. А там еще и комплекс под современное искусство собираются проектировать — феноменальный случай! Но и нормальный человеческий подход. В чем я действительно благодарна комитету по культуре, так это в вопросе понимания ценности коллекций — мы имеем возможность реставрировать наши экспонаты. За все время существования ТМИИ такого не было — только в 2005 году на реставрацию ушло 203 тысячи рублей. В прошло году запланировано восстановление большей части коллекции отечественного искусства. На очереди — иконы, работы художников Тюмени. Это большое дело, ведь без специальных условий хранения вещи портятся, а так мы сможем продлить им жизнь на пятьдесят, на сто лет…Важно, что внимание комитета уже второй год обращается и на изучение, атрибуцию картин. Сейчас восемь полотен из коллекции западноевропейской живописи исследует известный искусствовед Татьяна Максимова из Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследи имени Д. С. Лихачева. На осенней выставке мы хотим сделать раздел атрибутированных картин и пригласить ее провести мастер-класс для искусствоведов, культурологов. На будущий год к атрибуции готовим предметы из коллекции русского искусства… надо сказать, мы редкий музей, где проводится такая работа, систематически атрибуцией занимаются еще лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Кирове.— Кто те люди, что ходят в ваш музей?— Сейчас мы пригласили к сотрудничеству маркетологов, но в целом и сами представляем своего посетителя. К нам ходят школьники, студенты, люди, так сказать, пассионарного круга, которым важно искусство, пенсионеры, конечно, — по старинке, посещение музеев входит в их «потребительскую корзину». — Отношением тюменцев к музею, посещаемостью вы довольны?— В 2004 году 63 наших выставки привлекли 17 тысяч людей. В 2005-м было уже 77 выставок — и более 28 тысяч посетителей. Это притом, что нам катастрофически не хватает выставочных площадей — с 1968 года, когда музей переехал в нынешнее здание, здесь не было капитального ремонта и некоторые залы ну совсем уже не подходят для показа шедевров. Впрочем, статистика посещений никогда не была главным показателем работы. Хотя и такое мы проходили — в 60-е годы Минкульт ввел этот показатель, и тут же начались приписки. Во всем мире посещаемость у художественных музеев на два порядка ниже, чем у краеведческих.— Но вы стараетесь привлечь новых посетителей?— Когда-то посещение выставок было неотъемлемой частью образовательного процесса, потом случился провал. Теперь мы снова стараемся привлечь внимание школ. В этом году хотим заключить договоры с тремя близлежащими школами, чтобы ученики 1−8 классов к нам приходили. Ведь очень многие учебные предметы — история, литература, мировая художественная культура, краеведение — связаны с визуальным рядом. Мы разработали и систему абонементов для дошколят, младших и средних школьников — делаем цикл небольших выставок полностью согласующихся с учебной программой. Искусствоведы озвучат свои предложения за круглым столом с директорами школ и учителями-предметниками. Нового зрителя стараемся привлекать инновационными проектами. Например, в прошлом году невиданным успехом пользовалась выставка молодых художников «Охра тертая». Изобразительное творчество, оказывается, привлекает столько молодежи, что нам пришлось продлить проект на несколько месяцев, периодически обновляя экспозицию. Интерес вызвала выставка японской каллиграфии, на открытие пришло около 300 человек — все больше молодые люди, причем некоторые даже заговорили по-японски.На август мы наметили фестиваль «Бумажная феерия» — все, от молодежного конкурса графики и фестиваля комиксов до дефиле бумажной моды. Состоится и третий конкурс «Фотографы — Тюмени». В прошлом году я была поражена тем, сколько у нас молодых фотографов, какой большой интерес к мастер-классам. А ниточкой между искусством прошлого и настоящего станет конференция и выставка отечественного искусства «Наш 20 век». Закончилось интересное столетие — повсеместно идет разговор о судьбе художника, обращение к творчеству художников XX столетия, о том, что мы нашли, а что потеряли, было это столетие сказкой или трагедией… Осенняя конференция совпадет с празднованием юбилея — мы планируем пригласить все российские и региональные музеи, с которыми работали. Кстати, музей может праздновать юбилей два года подряд — приказ о его основании был подписан в сентябре 1956 года, а первая экспозиция открылась в сентябре 1957-го. Поэтому мы договорились, что в 2007 году Русский музей закончит свой проект «Виртуальные русские музеи» выставкой в Тюмени. В следующем году запланирован и проект «Пленники красоты» с Третьяковской галереей. — Теперь в музеях внедряются единые электронные каталоги коллекций. Многим они помогают налаживать новые связи, например, Рыбинский краеведческий музей весь свой каталог с фотографиями выложил в Интернете.— Да, у нас тоже эта работа начинается. В 2005 году за счет госзаказа нам поставили компьютеры, внутреннюю сеть. Мы завершили физическую сверку фондов, и в этом году будем составлять электронный каталог. Документальная сверка — это же и исследовательский процесс: поиск источников, упоминаний. Публиковать эти сведения важно еще и потому, что на художественном рынке много подделок и подмен.— Но в Интернете опубликовать не получится — сайта-то у вас нет!— Пока нет, но в рамках фестиваля графики мы завязываем партнерские отношения с «Уралсвязинформ» — компания поддерживают организационные телефонные переговоры и разместит информацию о фестивале на своем сайте. — А если помечтать, каким бы вы хотели увидеть музей к следующему юбилею, что у него должно появиться?— Мечта, конечно, — специальное здание, оборудование по последнему слову. Музейное дело ведь на месте не стоит — климатические, экспозиционные, дизайнерские решения постоянно обновляются. Нам нужно фондохранение, в Эрмитаже устроено открытое фондохранение, когда все предметы можно увидеть, пусть и не в таком выгодном свете, как на выставке. Думаю, это было бы интересно не только специалистам — экзотическая экскурсия. Хорошо бы иметь несколько филиалов — многие коллекции переросли стены музея и требуют отдельного, постоянного показа. Нам нужен отдельный музей современного искусства — в городе огромная армия художников, несколько вузов занимаются дизайном, художественным творчеством — как это развивать иначе? У нас есть концепция детской галереи, музея художественной фотографии. Нужен отдельный выставочный зал для проектов современного искусства, мультимедийных инсталляций. Есть идеи биеннале коллекций (от открыток до мебели), биеннале живописи, но для всего этого нужно место.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Полузащитник Павел Шадрин во второй раз покинул ФК «Тюмень»
Полузащитник Павел Шадрин во второй раз покинул ФК «Тюмень»
В первенстве страны опытный мастер провёл 45 матчей за наш клуб.
#ФК Тюмень
#футбол
#ФНЛ
#Тюмень
#новости Тюмени
Тюменцам напомнили правила безопасности на набережной Туры
Тюменцам напомнили правила безопасности на набережной Туры
Не следует ходить по парапетам, скатываться с наклонных поверхностей.
#набережная
#безопасность
#предупреждение
#Тюмень
#новости Тюмени
Тюменский заключенный выкупил свободу, но его снова отправили в колонию
Тюменский заключенный выкупил свободу, но его снова отправили в колонию
Сумма взятки составила 100 тысяч рублей.
#колония
#взятка
#суд
#свобода
#преступление
В Тобольске запустили речные прогулки по Иртышу
В Тобольске запустили речные прогулки по Иртышу
В расписании предусмотрены дневные и вечерние рейсы.
#Максим Афанасьев
#теплоход
#прогулка
#экскурсии
#Тобольск
#Тюменская область
В Тюменской области 7 мая прогнозируют снег, грозу и сильный ветер
В Тюменской области 7 мая прогнозируют снег, грозу и сильный ветер
При этом будет комфортная температура.
#прогноз
#погода
#снег
#гроза
#ветер
#Тюменская область
#новости Тюмени