Права на недвижимость и земельный участок матери пришлось отстаивать через прокуратуру и суд.
Только благодаря вмешательству прокуратуры и суда провалилась попытка жителя Тюменского района «отжать» у своих родителей земельный участок с новым домом. Чтобы признать недействительным договор дарения, исключить из ЕГРН запись о регистрации перехода права собственности и восстановить права на дом и участок в п. Богандинском, Лариса К. обратилась с судебным иском к своему сыну Игорю и сватье Тамаре Ч.
Болезнь Альцгеймера
Как стало известно из материалов гражданского дела, в июне 2005 года Лариса вместе с мужем Анатолием приобрела земельный участок с небольшим домиком в Богандинском, а право собственности на эту недвижимость зарегистрировали на Анатолия. Дом разобрали и на его месте построили новый, общей площадью чуть более 238 кв. метров.
Но в силу преклонного возраста у отца семейства началось расстройство психики, и к марту 2019 года он утратил «автономность существования» (пропали интересы, еду не готовит и не прибирает за собой вещи, за коммунальные услуги не платит, на улицу один не выходит, может потеряться). С 22 апреля по 2 мая 2019 года он пролежал в отделении неврологии, где ему поставили диагноз «болезнь Альцгеймера».
На основании медицинского заключения Центральный районный суд Тюмени 18 сентября 2019 года признал Анатолия недееспособным. Договор дарения имущества был подписан 11 февраля 2019 года, а регистрация перехода права собственности прошла 7 октября того же года. Только в марте 2022 года Лариса К. узнала, что сын, став опекуном ее мужа, воспользовался его недееспособностью и подсунул на подпись договор дарения земельного участка общей площадью 2 тыс. 100 кв.метров с находящимся на нем домом.
Земельный участок и дом являются общим имуществом супругов, брачный договор не заключался. Лариса К. не давала нотариального согласия на его отчуждение, поскольку не было намерений переоформлять имущество на сына, и не догадывалась о его желании воспользоваться состоянием недееспособного отца. Договор нарушил ее материальное право, и в июле 2022 года Лариса обратилась за помощью в прокуратуру Тюменской области. Но к этому времени Игорь передарил участок и дом своей жене, а она — своей матери Тамаре Ч., которая и стала его собственницей.Решение суда
Специалисты надзорного органа проверили деятельность опекуна и выяснили, что он действовал только в интересах личного обогащения, нарушив имущественные, финансовые права и интересы не только своей матери, но и недееспособного отца. После вмешательства прокуратуры Управление социальной защиты населения Тюмени подало иск в Центральный районный суд, чтобы сын вернул деньги недееспособному отцу, а для этого потребовали изъять из его пользования автомобиль.
В апреле прошлого года суд инициировал проведение психиатрической экспертизы, которая установила, что заболевание прогрессирует. По закону, сделку, совершенную даже дееспособным гражданином, но не понимающим значение своих действий или неспособного руководить ими, суд может признать недействительной по иску этого гражданина или других заинтересованных лиц.
При недействительной сделке каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке либо возместить его стоимость.
Изучив все обстоятельства, Тюменский районный суд полностью удовлетворил исковые требования Ларисы К. Признав договор дарения земельного участка и дома недействительным, суд обязал Росреестр погасить в ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности тещи Игоря, Тамары Ч., и вернуть недвижимость истинным владельцам.
Фото: ru.freepik.com