«Маша остается жить у бабушки» - эта фраза, услышанная когда-то казанскими художниками по телевизору, стала названием передвижного проекта, который вчера прибыл в Тюмень.
«Маша остается жить у бабушки» — эта фраза, услышанная когда-то казанскими художниками по телевизору, стала названием передвижного проекта, который вчера прибыл в Тюмень. Представили его в музее ИЗО сами мастера.
«Год назад четыре казанских автора поняли, что не течет зрительский интерес под лежащего художника, и решили расширить границы своего творческого влияния на зрителя», — рассказал один из передвижников Виталий Ниточкин.
Идея пришла в головы мастеров, когда они были в Тюмени на выставке-ярмарке «Художественные промыслы России», проходившей в выставочном зале. Так, после визита в наш город родился интересный проект и поехал по разным городам и странам.
Что касается названия, то, как объяснил Ниточкин, Маша — это бытовая составляющая жизни художника, некий собирательный образ, но при этом у каждого своя Маша. Есть у этого проекта литературная составляющая. Художники планируют писать письма воображаемой Маше о тех городах, где выставляются, и иллюстрировать эти письма новыми картинами, чтобы зритель видел, чем они живут.
Куратор выставки, искусствовед Наталья Сезева видела работы мастеров в прошлом году, в этом, по ее замечанию, они «звучат» совершенно по-другому, поскольку попали в музейное пространство. «Выявилась общность при всей самобытности и неповторимости каждого мастера. Это первый проект, который художники представляют в музее, до этого были выставочные залы», — отметила Сезева.
По ее мнению, мастера позиционируют себя как молодые передвижники. Они подхватили эстафету у передвижников начала XX столетия. «Им близок их бунтарский, экспериментальный дух, — добавила Наталья Сезева. — Девиз передвижников — писать о народе и для народа, это концептуальное начало молодые художники соблюдают. Они выбрали очень нелегкий путь — взялись за просветительскую функцию. Вспомните, в конце XIX — начале XX веков столичные художники показывали свои работы в провинции и тем самым поднимали культурную планку там, где проводились выставки».
За год путешествий количество участников проекта выросло с четырех до 18 художников, и не только казанских. Это еще одна цель проекта — объединить авторов, чей творческий путь начался в советское время. Один из важнейших критериев — мастерство и самобытность, а также финансовая независимость, так как проект требует денежных вливаний.
Помимо Виталия Ниточкина в Тюмень приехали Ольга Широкова, Александр Шадрин, Ирик Мусин, Альфрид Шаймарданов, Леонид Баранов. Они пишут в разных стилях, представляют разные школы, но все они — яркие и запоминающиеся.
Для Ирика Мусина и Леонида Баранова старики — любимая натура. Но какие же они у них непохожие! У Мусина — это воплощение мудрости и опыта. Такое ощущение, что за их плечами не десятки, а сотни лет. Барановские старички (их хочется назвать именно так, уменьшительно-ласкательно) — сущие дети, лица у них светлые, добрые, улыбающиеся, да и заняты он совсем не стариковскими делами — с гор катаются, с зонтиком в сугроб прыгают. Если раз увидишь картины этих художников, то впоследствии будешь с легкостью узнавать их работы. И это можно сказать обо всех мастерах на выставке, которая открылась во вторник в музее.
Выставка будет работать до концам марта. Вход свободный.