Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Владимир Карасев:"Министерство природных ресурсов России не выполнило свою главную задачу"

«Министерство природных ресурсов России не выполнило свою главную задачу, — считает заместитель главы правительства Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам недропользования и ТЭК Владимир Карасев. — государственная стратегия в области недропользования до сих не утверждена».

На состоявшейся в понедельник пресс-конференции Владимир Карасев поделился с журналистами своим мнением относительно действий, предпринимаемых федеральными властями в сфере управления российским нефтегазовым комплексом, — об этом корреспонденту в пресс-службе губернатора ХМАО.

«Складывается впечатление, — заявил В. Карасев, — что на самом верху законотворческая деятельность превратилась в спорт: приняли закон, поработали немножко, начали писать новый. Все время идет разговор о том, кто должен выдавать лицензии». И это при том, что 92% запасов и ресурсов углеводородного сырья в России сегодня на законных основаниях фактически предоставлено в пользование нефтяным и газовым компаниям.

В такой ситуации, по мнению Владимира Карасева, в первую очередь, стоит решить вопрос «регулирования отношений», а не «доступа к недрам»: «Кодекса, который собирает в себе и регулирует взаимоотношения различных отраслей, такого набора законов в области недропользования нет, а анализ нового Кодекса о недрах, подготовленного МПР, показывает, что он с точки зрения регулирования отношений еще хуже, чем Кодекс о недрах РСФСР».

«На сегодня никто не хочет достаточно внятно оценить, что же является предметом государственного контроля в области недропользования, — отметил В. Карасев. — Лицензия? Лицензионное соглашение? Об этом все время идет разговор. Лицензия — это бланк установленного образца. Наподобие паспорта». Наравне с этим существует еще масса документов, в частности, лицензионное соглашение, описывающее те или иные обязательства недропользователя. Однако в лицензионном соглашении обозначить всю технологию разработки месторождения практически невозможно. Для этого есть «Проект разработки месторождения» и «Проект обустройства месторождения». По сути, эти проекты — не что иное, как инвестиционные обязательства, которые в момент получения прав на пользование недрами принимают на себя компании (тут достаточно точно расписаны сроки исполнения и объем работ). Именно эти документы (выполнены ли обязательства?), а не лицензии, по мнению В. Карасева, прежде всего и являются предметом государственного контроля.

Так, по данным зампредседателя правительства ХМАО по вопросам недропользования и ТЭК, к настоящему моменту на территории округа «по лицензионным участкам не пробурено 18 тысяч скважин, которые компании обязаны были пробурить». «Если говорить о цифрах, то каждая промысловая скважина сегодня стоит в среднем 1 миллион долларов. Нетрудно подсчитать, что не проинвестировано 18 миллиардов долларов. С учетом того, что 30 процентов этой величины составляют затраты на обустройство скважин, то, фактически, по округу на сегодня не выполнены работы на сумму 24 миллиарда долларов. В связи с этим ежегодно не добывается 25 миллионов тонн нефти. Налог на добычу полезных ископаемых к этим 25 миллионам тонн составляет 12,5 миллиардов рублей, налог на имущество — 14,4 миллиардов рублей в год. Итого суммарно получается 27−30 миллиардов рублей прямых налоговых поступлений, которых мы лишены».

Однако, никаких «карательных санкций» ни в одном из случаев, по словам Владимира Карасева, пока не применялось.

Государству не возмещается ущерб и в случае нарушения нефтяными компаниями экологических норм. «Сегодня государство идет путем штрафных санкций, а не путем возмещения ущерба, как это принято в других странах, — рассказал В. Карасев. — Необходимы экономические рычаги воздействия на компании, не выполняющие свои обязательства. Еще недавно было два инструмента влияния на ситуацию, один из них был экономическим — роялти, ставка которого могла быть повышена в случае невыполнения обязательств. Сейчас остался один метод — досрочное прекращение прав на пользование недрами — процедура достаточно сложная. Прекратить право пользования месторождением на начальном этапе работ, когда еще не создано имущество и не очень большие затраты — это вполне реально.

За эти годы такие решения мы принимали по 12 участкам недр. Но представьте себе решение о досрочном прекращении прав пользования в связи с невыполнением лицензионных соглашений по месторождению, где добывается 3 миллиона тонн нефти в год! В этом случае компания обязана остановить полностью весь цикл работ, выгнать на улицу рабочих, законсервировать месторождение, сдать его государству по акту, а дальше в действие вступает процедура досрочного вынесения участка на аукцион, сроки подготовки которого могло бы занять год. Однако у государства нет права конфисковать имущество — конституционное право собственности у нас священно, автоматически купить имущество это уже никто не сможет.

То есть процесс затягивается еще года на 2−3. Можете себе представить, что около 5−8 лет мы будем заниматься только этими проблемами. Месторождение будет стоять, доходов государству не будет, люди окажутся без работы, а это уже политические вопросы. Вывод — по разрабатываемым месторождениям такой механизм не работает. Нужен экономический метод: «Не выполняешь правительственное решение, наносишь ущерб государству — обязан возместить все то, что ты не реализовал, не сделал».

В Канаде существует простой способ: каждая компания, которая получает лицензию на маленьком участке, вносит залог в объеме необходимого выполнения работ, либо банковскую гарантию. Если компания не выполнила объема работ, деньги переходят в бюджет. Никаких проблем с точки зрения выполнения".

«Странной» назвал Владимир Карасев фразу главы МПР Виталия Артюхова о том, что запасы нефти «нам не сильно-то и нужны, у нас их на 34 года»: «Во всем мире так (общей объем поставленных на баланс ресурсов делится на годовую добычу) ресурсы никто не оценивает. Прежде всего, оценивают запасы проинвестированные и обустроенные, а это значит, что на месторождении, в соответствии с проектом, есть сетка скважин, проложены ЛЭП, трубопроводы, дороги и многое другое. Другими словами, сделано все, чтобы начинать добычу.

Еще раньше оцениваются запасы проинвестированные рентабельные. Проинвестированных запасов в ХМАО на 14 лет, а рентабельных проинвестированных на 8,8 лет. С учетом того, что цикл от поиска-разведки до ввода месторождения в разработку занимает практически 8 лет, мы стоим на грани появления эпохальных решений, которые должны быть приняты уже сегодня. Промедление, на мой взгляд, смерти подобно, мы сами себя загоняем в яму".

Принятая год назад программа «Экология и минеральные ресурсы России до 2010 года», в частности ее раздел «Минерально-сырьевые ресурсы страны», по мнению Владимира Карасева, «не выдерживает никакой критики с точки зрения инженерного расчета и оценки тех потенциальных ресурсов, которые должны быть переведены в запас». «Если мы умные, — заключил Карасев, — давайте создадим ту базу, по которой прибыль по компаниям как во всем мире не должна превышать 24−26 процентов, все остальное должно изыматься в государственный бюджет».

Сегодня, работая над регламентирующим недропользование законодательством, представители Ханты-Мансийского автономного округа, по словам Владимира Карасева, «столкнулись с проблемой — с коллегами разговаривать на одном языке очень тяжело». «То, о чем мы сегодня говорим, не понимают — в силу того, что просто еще до этого не дошли». «К сожалению», сложившуюся в настоящее время ситуацию применительно к ХМАО можно описать — «не летайте высоко — могут не заметить», — заявил В. Карасев.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Выставки, раскрывающие магию зимы и тайны Гоголя, открылись в Заводоуковске
Выставки, раскрывающие магию зимы и тайны Гоголя, открылись в Заводоуковске
Обе экспозиции будут работать до конца декабря.
#зима
#Заводоуковск
#библиотека
#книги
#дети
#тк
Тюменки могут нарядиться Бабками-Ежками и принять участие в конкурсе красоты
Тюменки могут нарядиться Бабками-Ежками и принять участие в конкурсе красоты
Необычное состязание состоится у главной новогодней елки.
#Новый год
#конкурс
#праздник
#красота
#площадь 400-летия Тюмени
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
«Бабушкина» отделка против евроремонта: как интерьер влияет на цену аренды в Тюмени
«Бабушкина» отделка против евроремонта: как интерьер влияет на цену аренды в Тюмени
В чем секрет привлекательного для арендатора жилья — разбирались эксперты.
#жилье
#недвижимость
#ремонт
#Тюмень
#тк
«Творческий код»: в Ишиме открывается выставка картин, созданных в соавторстве с искусственным интеллектом
«Творческий код»: в Ишиме открывается выставка картин, созданных в соавторстве с искусственным интеллектом
Экспозиция представит 36 картин, созданных участниками творческой лаборатории «Воплощай» с помощью нейросетей.
#выставка
#искусственный интеллект
#Ишим
#молодежь
#тк
Дед Мороз и ГИБДД призовут тюменцев к безопасности на дорогах в новогодние каникулы
Дед Мороз и ГИБДД призовут тюменцев к безопасности на дорогах в новогодние каникулы
В преддверии новогодних праздников Госавтоинспекция Тюменской области проводит масштабную социальную кампанию «За безопасность!».
#ГАИ
#Тюменская область
#каникулы
#безопасность
#Новый год
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять