Вопрос с беспилотниками и квадрокоптерами в России повис в воздухе.
Изменения в Воздушный кодекс РФ вступили в силу еще 1 апреля, но до сих пор не работают. Напомним, что теперь владельцы дронов обязаны регистрировать летательные аппараты и согласовывать полеты. Между тем, требования к процедуре регистрации и получению разрешения на полеты еще не прописаны.
Тюменец Павел Маслаков уже несколько раз отправлял письменные запросы в разные ведомства, чтобы выяснить, как и где регистрировать свои квадрокоптеры. Их у него четыре. Один совсем маленький, весом 40 граммов, и три больших, как раз подпадающих под действие закона.
«Беспилотниками я увлекаюсь давно, — рассказывает пилот-любитель. — Когда-то увлекался авиамоделированием. В свое время прикреплял к своим моделькам камеры, чтобы поснимать видео. У меня был один самолет, а в 2014 я купил себе еще один, с размахом крыла два метра. Но самолет такая штука — ему нужна взлетная площадка, определенные условия для полета. С квадрокоптерами оказалось все гораздо проще».
Сначала Павел купил подержанный квадрокоптер. Нужно было потренироваться
в управлении. Потом приобрел более серьезную технику с компьютерной начинкой и хорошей камерой. «Я люблю снимать природу, — продолжает Павел. — Сейчас, весной и летом, это особенно интересно. Стараюсь выезжать за город, потому что после принятия поправок в Воздушный кодекс, непонятно, как запускать квадрокоптеры в городе».
Еще до вступления изменений в силу, он написал письмо в Росавиацию с просьбой разъяснить, как действовать владельцам дронов. Там ответили, что нормативных документов пока нет. Это подтвердили и в тюменском отделении Росавиации. Однако пояснили, для чего вводятся такие жесткие требования для беспилотников. «Любое воздушное судно — это потенциально опасный объект. — считает руководитель Тюменского межрегионального управления воздушного транспорта Пётр Медведев. — Беспилотники ведь разные бывают. Есть такие, что могут поднять груз весом 2-3 кг. А двух килограммов взрывчатки достаточно, чтобы совершить террористический
акт. Это тоже нельзя забывать, поэтому и надо регистрировать беспилотники».
Законодатели взяли за основу требования, которые предъявляют к дронам в других странах. Например, в США аппарат весом больше 250 граммов нужно регистрировать. Это стоит 5 долларов (примерно 325 рублей). Дронам запрещено подниматься выше 120 метров и подлетать ближе 8 км к аэродромам. В Великобритании у пилотов должна быть лицензия, цена которой 1800 евро (примерно 133 тыс. рублей). Беспилотники в Королевстве контролируют органы гражданской авиации. Дронам нельзя летать на высоте более 150 метров в людных местах и в пределах 50 м от человека. В Австралии владельцам коптеров и прочих беспилотнков также нужно разрешение, которое стоит 10 австралийских долларов (около 500 рублей), и удостоверение пилота. Аппаратам запрещено подниматься выше 120 метров над землей и подлетать ближе, чем на 30 метров, к зданиям и людям.
Таких же четких требований ждут и российские пилоты квадрокоптеров и другой небольшой летающей техники, однако пока их нет. Это значит, что пространство над городом и за его пределами свободно для полетов. По крайней мере пилотов-любителей, поднимающих в воздух дроны, никто не останавливает и не наказывает. Поэтому пока мы можем наслаждаться красивыми кадрами, снятыми тюменскими пилотами. Например, видео с открытия байкерского сезона в минувшие выходные, которое предоставил «Вслух.ру» Павел Маслаков.