Центральной проблемой жилищно-коммунальной сферы является значительный износ коммунальной инфраструктуры, отметили участники сегодняшнего окружного…
Центральной проблемой жилищно-коммунальной сферы является значительный износ коммунальной инфраструктуры, отметили участники сегодняшнего окружного совещания по вопросу регулирования тарифов на услуги ЖКХ, которое провел полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Винниченко. Участники обсудили вопросы, касающиеся инвестиционный активности в сфере ЖКХ; эффективности предоставления адресных жилищных субсидий населению, повышения прозрачности деятельности предприятий ЖКХ, дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ и возможные пути ее снижения. Подчеркивая важность и значимость задачи повышения эффективности расходования средств в жилищно-коммунальном комплексе, Винниченко отметил, что результаты работы пока свидетельствуют, что усилия в этом направлении были недостаточны. Большие потери в сетях, моральный и физический износ действующего на настоящий момент оборудования, режим загрузки оборудования — всё это действительно приводит к завышенным тарифам на жилищно-коммунальные услуги, передает пресс-служба уральского полпредства. Если решение проблемы — в модернизации соответствующего оборудования, то соответственно, надо активнее двигаться в этом направлении, вкладывать средства в модернизацию ЖКХ. Очевидно, что при этом необходимо создать в субъектах Федерации рыночные механизмы для привлечения средств, помимо бюджетных. Ключевой способ привлечения средств частных инвесторов, предусмотренный действующим законодательством — инвестиционная надбавка к тарифу. Её утверждение отдано в ведение органов местного самоуправления при участии органов власти субъекта Федерации. Тем не менее, во всех субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, кроме Тюменской области, количество организаций, имеющих инвестиционную надбавку к тарифу, менее 5%."Это, прежде всего, является свидетельством того, — сказал Николай Винниченко, — что, по большому счёту, мы стоим на месте и говорить о модернизации в масштабах округа не приходится. Продолжается старение фондов, а инвестиции в коммунальную инфраструктуру — это скорее счастливое совпадение, а не системное движение в требуемом направлении. Да, инвестиции отдельных компаний в газификацию страны, в изменение вида используемого топлива на котельных — это всё, конечно, важно, но, по большому счёту, ситуацию для населения в масштабах округа не изменит".При модернизации пяти процентов основных фондов в год полное обновление произойдёт через 20 лет. При сопоставимом сроке службы оборудования в лучшем случае будет обеспечиваться поддержание коммунальных систем в существующем состоянии. А для принципиального изменения ситуации, повышения качества жизни населения и повышении эффективности расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги объёмы инвестиций должны быть выше. Если не на порядок, то, по крайней мере, в разы. Особо полпред отметил отсутствие качественно проработанных инвестиционных программ для приведения сетей и оборудования в нормативное состояние, отсутствие потребности субъектов Федерации в повышении гибкости системы, исходящих от субъектов и муниципальных образований инициатив и предложений, которые позволили бы обеспечить конструктивный диалог с федеральными органами власти. Еще один важный аспект, который отметил уральский полпред — это плата населения, которая, в конечном счёте, складывается из двух вещей — из начислений за оказанные услуги и величины адресных субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг. При этом, если сравнить количество получателей субсидий с количеством семей, признанных в установленном порядке малообеспеченными, то в наиболее населённых субъектах количество получателей субсидий не дотягивает и до половины от общего числа малообеспеченных. Полпред подчеркнул необходимость достижения всеми субъектами округа к концу года уровня покрытия порядка 75−80% от числа малообеспеченных. Касаясь собственно организаций коммунального комплекса, Винниченко подчеркнул, что помимо инвестиций, важно навести порядок во взаимоотношениях компаний с контрагентами, с населением. В заключение Н. Винниченко особо обрати внимание на необходимость принятия системных мер по повышению прозрачности в сфере ЖКХ, а именно предотвратить возможное нецелевое расходование средств, злоупотребления в этой сфере, повысить ответственность руководителей соответствующих организаций и создать доступное любому пользователю Интернета хранилище отчетности организаций коммунального комплекса.