Когда началась Великая Отечественная война, Виктории Шаламовой было 12 лет.
_День памяти и скорби отмечается в России ежегодно 22 июня. В этот день в 1941 году немецкая армия вторглась на территорию СССР, и началась Великая Отечественная война, в которой погибли около 27 млн наших граждан. В год 70-летия Победы редакция «Вслух.ру» попросила вспомнить начало войны тех, кто его застал._
Когда началась Великая Отечественная война, тюменке Виктории Шаламовой было 12 лет. Вместе со своей матерью, тремя братьями и сестрами она жила в северном поселке Октябрьском. «Я помню 22 июня 41-го. Это был солнечный, теплый день, все жители нашего поселка собирались на реку Обь, там шли гуляния. Вдруг радио на центральной площади закричало тревожные вести», — вспоминает Виктория Андреевна. Поселковые обитатели собрались вместе, вслушиваясь в страшные слова и не веря в реальность происходящего. «Я хоть и была еще ребенком, но понимала: война — дело опасное. Страшно было за солдат: или они убьют врага, или враг убьет их», — говорит тюменка.
Как раз перед объявлением войны семья Виктории лишилась кормильца. Мать с четырьмя детьми осталась одна. И тут сыграли свою роль тесные семейные узы — несчастную женщину и ее детей забрали к себе родственники из деревни Ямки. «Мы питались у дедушки с бабушкой, спали у тетушки — где поставили топчаны, там и хорошо», — рассказала Виктория Андреевна. Не сказать чтобы голодали — коровушка-кормилица и нехитрые огородные овощи спасали семью от голода. «Мы просто жили, учились в школе, о войне помнили, но никаких вестей о ней в нашу деревню не приходило. Да и радио было не у всех», — если судить по словам пожилой женщины, это была просто такая жизнь. А потом Виктория Андреевна вспомнила и драное пальтишко, в котором ходила в школу со второго по седьмой класс, и худые, на семь раз подшитые валенки, и тяжелую работу наравне с взрослыми.
В 1944 году на фронт ушел старший брат Виктории — Георгий. Семнадцатилетнего мальчишку увезли на обучение, потом отправили на фронт. В составе Белорусского фронта юноша дошел до Кенигсберга, таскал по полю катушку проводов, обеспечивая радиосвязь между частями. После победы парня отправили на восток, воевать с Японией.
О том, как окончилась война, на Ямках узнали от пассажиров пароходов, сновавших по Конде. Потом почтовый катер привез газеты. Позже начали возвращаться и израненные, измученные солдаты. «Мы так радовались, прыгали все, скакали!» — помнит Виктория Андреевна. Ее брат пришел домой только в 1947 году — армию распустили не сразу. Сегодня Виктория Шаламова бережно хранит награды брата и рассказывает внукам и правнукам о своей жизни в тыловом глухом поселении.