В 2015 году на долю вертикального пути заражения приходится 1,1%, это семь случаев.
Более трех тысяч жительниц Тюменской области с диагнозом ВИЧ стали матерями. Сейчас в регионе проживают 160 ВИЧ-инфицированных детей. В 2015 году на долю вертикального пути заражения приходится 1,1%, это семь случаев. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил заместитель главного врача Центра профилактики и борьбы со СПИД Андрей Мельников.
Родится малыш здоровым или нет — во многом зависит от матери. Если женщина своевременно встала на учет по беременности и получает всю необходимую терапию, у нее хорошие шансы родить здорового ребенка.
Проблема в том, что многие женщины, зная о своем статусе, не встают на учет и не предпринимают никаких усилий, чтобы свести риск заражения ребенка к минимуму. Есть и те, кто узнает о своем статусе слишком поздно, уже будучи беременной. За четыре месяца 2015 года 58 тюменок, ожидающих малыша, узнали, что у них ВИЧ. В прошлом году за тот же период было выявлено 60 человек.
«Десять лет назад мы написали в прокуратуру письмо. Спрашивали как нам быть. Когда женщины уклоняются от профилактики и подвергают ребенка риску заражения. Нам дали ответ — нерожденный ребенок не является субъектом права, поэтому расслабьтесь, ничего вы сделать не сможете. Нам остается убеждать. В России к 2018 году ставится грандиозная задача — обеспечить полную трехэтапную химиопрофилактику передачи ВИЧ. Это просто невозможно. Нужны какие-то меры воздействия, а их нет», — посетовал Андрей Мельников.
Он добавил, что в Великобритании женщина с ВИЧ не имеет права отказаться от профилактики. Если она это все же делает, терапию проводят принудительно, поскольку в обществе есть установка — о собственном здоровье взрослый может позаботиться сам, а здоровье ребенка, даже нерожденного, — это проблема государства.
Педиатр-инфекционист Анна Бельтикова отметила, что ребенок, рожденный от ВИЧ-инфицированной матери, нуждается в вакцинопрофилактике. Однако прежде чем принять решение о прививках, врач выявляет к какой группе относится малыш. Первая — контактные по ВИЧ дети, но сами не инфицированные, они получают прививки по национальному календарю. В отношении детей, которые имеют положительный результат, врачи должны принять решение — есть ли у них иммунодефицит или нет, если нет — то прививки они также получают по национальному календарю, в том числе живыми вакцинами за исключением БЦЖ. Малыши с иммунодефицитом вакцинируются без использования живых вакцин.
«Решающую роль в том, будет привит такой ребенок или нет, играет настрой матери. Если она заинтересована, чтобы ее дети были здоровы и прожили долгую счастливую жизнь, она сама является инициатором постановки прививок. Далеко не все вакцинируют малышей, врачи в этом случае практически бессильны, они могут только убеждать и разъяснять», — сообщила педиатр.
«Как рассказать ребенку, что у него особый статус? Еще одна проблема в нашем обществе. Этим должны заниматься психологи. В тюменском центре есть только специалисты для работы со взрослыми пациентами, поэтому у нас вся ответственность возложена на педиатров», — поделился Андрей Мельников.
Среди ВИЧ-положительных детей многие — воспитанники детских домов. Узнают о своем статусе они чаще всего в подростковом возрасте, и зачастую становятся более агрессивными, чем сверстники. С такими детьми работа психолога просто необходима.
Докторов радует, что с начала эпидемии число подростков с ВИЧ многократно уменьшилось. Если с 1999 по 2001 годы было выявлено 593 подростка 15−17 лет, то за последние пять лет ежегодно диагноз ВИЧ ставится около 10 подросткам. В 2014 году статус ВИЧ-инфицированного получили два молодых человека, в этом году — один. Основной путь заражения — через шприцы при употреблении наркотиков (более 80%), гораздо реже — половой (18,5%).