Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

В тюменском музее почти полгода смотрят кино, чтобы вспомнить о театре

Киновстречи продолжатся до конца Года театра.

_Водевиль — музыка, песни, интриги и танцы! Но стихают аплодисменты, довольные зрители расходятся по домам, и казенная зеленая карета развозит усталых актеров, только что живших другой — яркой, блестящей, легкой — жизнью в свете рампы, по обычным казенным квартирам. Из одного мира в другой. «Зеленую карету», в 1967 году снятую известным советским, российским режиссером Яном Фридом, в нашей обычной жизни накануне, 26 мая, как козырную карту, предъявила тюменцам киновед Наталья Соколова в ходе авторского лектория «Образ театра в отечественном кино», идущего в Музейном комплексе им. Словцова в Год театра каждое последнее воскресенье месяца. Зрители, даже не знавшие прикупа, остались в выигрыше._

Актриса императорского Александринского театра Варвара Николаевна Асенкова впервые вышла на сцену в 18 лет, в 1835 году, а в 24 уже покинула ее навсегда. Она скончалась от чахотки, окончательно подорвав свое и так не крепкое здоровье напряженной работой. Ее жизнь напоминает яркую комету, пролетевшую над подмостками и осветившую всю тогдашнюю театральную жизнь. Этой необыкновенной девице, игравшей бесконечных гусарских поручиков и корнетов в водевилях, имевших с ее участием необыкновенный успех, посвятил свой фильм режиссер, известный нам по знаменитейшим советским музыкальным фильмам.

Из-под талантливой руки Фрида, ученика Эйзенштейна, вышли «Двенадцатая ночь» с Яншиным, Меркурьевым, Вициным, Лучко, Ларионовой, «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта», «Сильва», «Дон Сезар де Базан». Он снимал свои яркие, жизнеутверждающие фильмы в то время, когда обычная жизнь казалась особенно серой и безрадостной. Не такая «Зеленая карета», где, собственно, все довольно быстро умерли, до этого изрядно измучившись.

Эта лента держится в фильмографии режиссера особняком. Наверное, впору назвать ее данью памяти молодой девушке, не понаслышке знавшей, что такое тяжелая работа — практически ежедневно по два спектакля, и своим трудом, своим ярким образом задавшей высоту планке «легкого» жанра.

В тюменском музее почти полгода смотрят кино, чтобы вспомнить о театре

Но не так проста Наталья Павловна, чтобы удовольствоваться парой-тройкой биографий. Постепенно эта парочка, муза и художник, обрастали гроздьями имен и подробностей, образов и отрывков из знаменитых водевилей, экранизации которых всякий раз находят своего зрителя и неожиданным образом запечатлевают время, когда были сняты, а не когда придуманы знакомые всем герои.

Так, вслед за исполнительницей главной роли Натальей Теняковой (той самой бабой Шурой из любимой всеми комедии «Любовь и голуби» Меньшова) перед зрителями мелькнул Александр Гладков, написавший сценарий к «…карете». Больше известно другое его произведение — пьеса «Давным давно», экранизацию которой в исполнении Эльдара Рязанова под другим названием «Гусарская баллада» с Голубкиной и Яковлевым знают, наверное, все. Но впервые пьеса с типичной для Асенковой ролью травести была поставлена знаменитейшим режиссером и художником театра Николаем Акимовым в ноябре 1941 года в блокадном Ленинграде. Роль Шурочки тогда сыграла ведущая актриса Театра комедии Елена Юнгер. Ее образ задержался в умах зрителей многих поколений благодаря кино. Елена Владимировна сыграла одну из дочерей мачехи в знаменитой советской «Золушке» Кошеверовой и Шапиро 1947 года. К этой сказке в качестве автора эскизов декораций и костюмов к фильму тоже приложил руку Акимов. И это только небольшая ниточка почти полуторачасового разговора.

Лектор, ведя узкими, порой совершенно заросшими тропами истории непосредственно к просмотру фильма, заботливо напутствовала зрителя в том, что касалось реальных биографических фактов, легших в основу фильма, и той доли вымысла, которую могут позволить себе авторы. «Чтобы зрители понимали, что любой биографический, исторический фильм не обязан следовать документальной правде, — пояснила она. — Художник имеет право на воображение, право на то, чтобы показать некоторые вещи иначе. Главное — уловить характер, передать атмосферу времени».

В «Зеленой карете» Фрид позволил себе включить некую любовную линию с поручиком Глебовым. «Да, я понимаю, что он следовал в том числе законам жанра. Ну как снять фильм о трудоголичке Асенковой, которая в свои юные годы, помогая семье сводить концы с концами, знала только дом и театр? — говорит Соколова. — А авторам нужно было выйти на мелодраму, поэтому романтическая линия и возникла. Меня она все равно раздражает, если честно. Но я понимаю, и зрителям объясняю, что кино играет по своим законам. А вот в жизни было совершенно иначе».

Увлеченные зрители, кстати, не задавали вопросов. «Думаю, стесняются, — заметила после лектория Наталья Павловна. — Понимаю, что из-за обрушивающихся на зрителей громадных объемов информации они тушуются иногда. Но, как ни странно, за пределами зала, в более неформальной обстановке, вопросов очень много. Я вижу, что в фойе остаются люди. Они меня там ловят, и мы говорим».

Напомним, цикл лекций сложился еще в декабре прошлого года, когда точно стало известно, что в России 2019 год будет Годом театра. Предполагалось, что лекции будут проходить раз в месяц для студентов, преподавателей, сотрудников Тюменского института культуры. Но затем два проекта, кино- и музыкальный лектории, были предложены руководству музейного комплекса. Теперь трижды в месяц в музее, то в амфитеатре, то в атриуме, где стоит белый рояль, собирается сложившийся вокруг проектов «фанатский клуб», черпающий вместе с наставником из глубоких источников, натыкаясь порой на что-то неожиданное, переворачивая пожелтевшие страницы, которые слишком давно не тревожили. Так, например, фильм «Зеленая карета».

Кстати, в числе отправленных по заданному вектору зрителей попадаются и студенты Натальи Павловны, а также «киноклубовские», посещающие заседания наверное старейшего действующего киноклуба Тюмени. На занятиях и в клубе заинтересованные зрители обсуждают найденное, прочитанное, просмотренное после лекции в музее.

По словам Натальи Павловны, главный смысл лекций — в просвещении, чтобы зрители, слушатели больше узнавали об истории собственной культуры: «По-моему, беда нашей страны в том, что мы можем, к примеру, судить о французской культуре, но не о своей собственной. Мало кто знает историю отечественного драматического театра. Только, возможно, самые яркие громкие имена. Поэтому наша задача — дать направление. А информации очень много, найти ее не составит труда».

Тюменцы уже посмотрели в музее вторую серию «Ивана Грозного» Эйзенштейна, «Гамлета» Козинцева, посвященный Комиссаржевской фильм «Я — актриса» Виктора Соколова.

Через месяц, 30 июня, завсегдатаи и новички кинолектория узнают о непростой судьбе актрисы Валентины Караваевой, самой молодой обладательницы Сталинской премии, в начале своей карьеры получившей в аварии шрам, уродовавший ее лицо, на долгое время вычеркнутой из кино, умершей в одиночестве, на протяжении последних двадцати лет своей жизни снимавшей саму себя на любительскую камеру в самых разных ролях. На лекции тюменцы увидят посвященный ей документальный фильм Георгия Параджанова «Я — Чайка» с использованием этих любительских съемок. В тот же вечер тюменцы увидят «Чайку» (1970) Юлия Карасика.

28 июля — «Успех» (1984) Константина Худякова и «Сукины дети» (1990) Леонида Филатова.

29 сентября — «Гори, гори, моя звезда» (1969) Александра Митты.

27 октября — «Театр» (1978) Яниса Стрейча.

24 ноября — «Крепостная актриса» (1963) Романа Тихомирова и «Сорока-воровка» (1958) Наума Трахтенберга.

29 декабря — «Без вины виноватые» (1945) Владимира Петрова, «Без вины виноватые» (2008) Глеба Панфилова, «Таланты и поклонники» (1953) Андрея Апсолона и Бориса Дмоховского и «Таланты и поклонники» (1973) Исидора Анненского.

_Вход на музыкальные и кинолекции свободный. За новостями о проектах проще всего следить на страничке музейно-просветительского объединения в соцсетях._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Александр Моор: В новом доме тюменского отделения Союза женщин России уютно и красиво
Александр Моор: В новом доме тюменского отделения Союза женщин России уютно и красиво
Глава региона рассказал о значимой деятельности организации.
#Александр Моор
#Союз женщин России
#поздравление
#помощь
#СВО
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Успенке Тюменского округа снесут комплекс нежилых помещений
В Успенке Тюменского округа снесут комплекс нежилых помещений
ГУС дал комментарий.
#ГУС
#снос
#безвозмездно
#здание
#комплекс
#Успенка
#Тюменский округ
#тк
На Ямале участникам СВО будут выдавать до 350 тысяч рублей на собственное дело
На Ямале участникам СВО будут выдавать до 350 тысяч рублей на собственное дело
Соцконтракт будет  сопровождаться индивидуальной программой адаптации.
#СВО
#дума
#поддержка
#бизнес
#помощь
#ЯНАО
#Ямал
#Тюменская область
#тк
Губернатор Дмитрий Артюхов открыл в Тюмени «Дом Ямала»
Губернатор Дмитрий Артюхов открыл в Тюмени «Дом Ямала»
Событие произошло после юбилея округа.
#ЯНАО
#Ямал
#Дмитрий Артюхов
#открытие
#молодежь
#студенты
#ветераны
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Татарстане муж зверски убил жену из-за музыки и пытался расчленить
В Татарстане муж зверски убил жену из-за музыки и пытался расчленить
Криминалисты насчитали на теле не менее 11 ранений.
#суд
#уголовное дело
#убийство
#Татарстан
#новости России
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять