Иван Шишкин в каждом листке офорта разыгрывал графическую симфонию.
В залах тюменского музея ИЗО пахнет свежим деревом. Выставочные стенды только-только сколочены и обтянуты мешковиной. На них — офорты Ивана Шишкина, знакомого всем с детства по картине, которую многие называют почему-то «Три медведя».
В тюменском музее хранится последний альбом художника «60 офортов». В него попали лучшие работы Ивана Шишкина из предыдущих двух альбомов и 10 новых листов. Такого альбома нет больше ни в одном музее Сибири. Тюмени повезло. Его купили в ленинградском антикварном магазине на средства министерства культуры и передали тогда еще в картинную галерею.
Все 60 офортов выставляли всего три раза. Графика показывается крайне редко. Ее нельзя держать на открытом свете — бумага жухнет и желтеет. После нынешней выставки листы должны как минимум два года лежать в полной темноте. Когда в следующий раз покажут Шишкина, неизвестно.
Перед началом экскурсии искусствовед Наталья Паромова подчеркнула, что офорт Шишкина — не репродукция. Это эксклюзивное произведение искусства, сделанное рукой художника. Добиться легкости, светотени, пространства с помощью иголки и металлической пластины — очень сложно. В графике, как в живописи, за цвет не спрятаться. Там очень ограниченное количество выразительных средств — только линия, штрих, пятно. «Это всего лишь три ноты в офорте, даже не семь как в музыке. Эти семь нот дают симфонию Рахманинова, Чайковского. Тоже самое в графике. Линия, штрих, пятно дают совершенно потрясающую графическую симфонию. Такую симфонию Шишкин разыгрывал в каждом листке офорта», — отметила Паромова.
Выставку офортов она называет слишком специфической. По ее мнению, графика — искусство элитарное. Она предназначена для неспешного рассматривания, вглядывания, требует особого эстетического настроя. «Мы отучились вглядываться: смотрим, но не видим», — заметила искусствовед. Шишкин требует максимальной сосредоточенности и культуры видения. Галопом по трем залам скакать нельзя.
Шишкина называли царем леса. Он тонко чувствовал и понимал его. Для Шишкина лес — олицетворение Родины, ее красоты, мощи, нежности, угрюмости. Он не штампует деревья, каждое индивидуально. Художник тонко прорисовывает мелкие детали: соломинки, ступицы колес. Много внимания уделяет контрасту: можно увидеть от нежнейшего серебристого до черного почти бархата. Но Шишкин запоминается не этим, а волной восхищения перед страной, простором, красотой.
Чтобы больше узнать о художнике, в третьем зале демонстрируется в режиме нон-стоп фильм о Шишкине. В нем есть выдержки из писем, фотографии друзей, жен мастера. Паромова отметила, что даже музейные сотрудники, посмотрев фильм, увидели Шишкина новыми глазами.
Те, кто заинтересуется техникой офорта, могут придти на мастер-класс к местному художнику Юрию Бычкову. Каждую субботу в 16 часов в музее ИЗО он ждет желающих создать свой офорт.