Шесть школ юга Тюменской области принимают участие в эксперименте по введению безоценочной системы в начальных классах. Это школа № 16 в Тобольске, школа № 31 города Ишима, Маслянская и Тюневская средние школы, Викуловская школа № 2 и тюменская школа № 40. Как сообщает департамент образования и науки администрации области, вместо традиционных оценок введена зачетная система.
По мнению разработчика проекта Анатолия Баранникова, «пятибалльная система не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности, затрудняет индивидуализацию обучения». Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими результатами. Старая система носит травмирующий характер, нередко становясь орудием манипуляции и психологического давления, как на ребенка, так и на его родителей. В результате снижается интерес к учебе, возрастает психологический дискомфорт.
У ребенка не должно возникать ощущения, что его сравнивают с другими. Фиксировать успехи и неудачи ребенка предлагается на индивидуальном уровне. Например, можно завести каждому ученику «Листы индивидуальных достижений». Но эти листы ни в коем случае не следует предавать огласке — вывешивать на доске, зачитывать перед классом. Баранников убежден, что атмосфера конкуренции и соревнования порождает нездоровый климат в несформировавшемся детском коллективе и никак не способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Пока отмена системы оценок носит экспериментальных характер. В дальнейшем планируется продолжить эксперимент в основной и старшей ступенях общего образования.