Dipol FM | 105,6 fm
88.91
97.84

В Тюмени вспоминают Дмитрия Коротчаева - героя железных магистралей

Ветераны отрасли поделились воспоминаниями о строительстве сибирских  жд-путей.

Отмечая 115-ю годовщину со дня рождения выдающегося строителя сибирских стальных магистралей Дмитрия Коротчаева, сегодня у здания бывшего управления транспортного строительства «Тюменьстройпуть» по улице Герцена,72 собрались ветераны строительства железных дорог. Вспоминая былое, они возложили живые цветы к мемориальной доске героя-строителя. А вспомнить действительно есть что, ведь тянуть рельсы приходилось через тайгу и болота.

Ударно трудиться помогало… сало

Герой Социалистического труда Виктор Васильевич Молозин в конце 60-х возглавлял бригаду монтеров пути строительно-монтажного поезда №522 управления строительства «Тюменьстройпуть» министерства транспортного строительства. Его бригада в смену укладывала по 3-4 километра рельсошпальной решетки. В почетные члены его бригады путейцы приняли редактора журнала «Юность», советского писателя Бориса Полевого, часто освещавшего героический труд строителей железнодорожной магистрали.

Виктор Васильевич сегодня вспомнил забавную историю, связанную с его передовой бригадой. Завистники утверждали, что его путейцы так славно работали потому, что их кормили салом и им же смазывали металлические костыли, чтобы они с одного удара молотка врезались в шпалы.

По словам Сергея Дмитриевича Коротчаева, сына прославленного строителя железных дорог, возглавив в 1952 году 35-тысячный коллектив управления «Абаканстрой-путь», его отец руководил одной из первых в СССР всесоюзных ударных строек «Абакан — Тайшет» протяженностью железной дороги 7 тыс 801 километр. Ее необходимо было полностью электрифицировать, пройти девять тоннелей протяженностью более десяти километров и возвести десять больших мостов через реки.

В Тюмени вспоминают Дмитрия Коротчаева - героя железных магистралей
В Тюмени вспоминают Дмитрия Коротчаева - героя железных магистралей

В Красноярском крае Дмитрий Иванович Коротчаев проработал 14 лет. За успехи в строительстве железной дороги «Сталинск — Абакан» в 1956 году его наградили орденом Ленина, а в 1966 году за строительство дороги «Абакан — Тайшет» он удостоен звания Героя Социалистического Труда и второго ордена Ленина.

Сквозь тайгу и болота

С обнаружением в Тюменской области колоссальных запасов углеводородов и дальнейшим ростом нефтедобывающей, газовой и лесной промышленности государство нуждалось в железной дороге. Поэтому в конце 1965 года управление «Абаканстрой-путь» передислоцировали в Тюмень на строительство железной дороги «Тюмень -Тобольск — Сургут», «Сургут — Нижневартовск», «Сургут — Новый Уренгой — Ямбург» общей протяженностью более 1,5 тысячи километров.
Под руководством Коротчаева при строительстве дороги от Тюмени до Нижневартовска и Нового Уренгоя впервые возводились насыпи гидромеханизированным способом. Эксплуатация этой магистрали коренным образом изменила темпы освоения богатейших нефтяных залежей, строительства городов и поселков, уклад жизни обширного региона, обеспечив мощный толчок развитию Западной Сибири.

В 1971 году стальная магистраль пришла в поселок Демьянское, 29 января 1973 года первый рабочий поезд прибыл на станцию Салым, а 3 декабря 1973 года на 575 километре трассы Тобольск — Сургут был забит серебряный костыль, соединивший станцию Юганская Обь и реку Обь в районе Сургута.

Дмитрий Иванович Коротчаев ушел из жизни 20 июля 1981 года, похоронен на Червишевском кладбище Тюмени, где установлен памятник легендарному руководителю двух ударных комсомольских строек.

Основные тяготы строительства легли на плечи военных

Кроме ветеранов-строителей в сегодняшних торжествах приняли участие и офицеры дважды орденоносной 19-й отдельной железнодорожной бригады, полковник в отставке Валерий Шинман, подполковники Николай Кожеуров, Владимир Маклаков, Николай Гринякин и майор Николай Красников.

На плечи военных железнодорожников, как основных подрядчиков управления, легли основные тяготы и лишения транспортного строительства не только в Западной Сибири, но и за ее пределами. Об участии железнодорожных войск в строительстве дорог раньше крайне скупо сообщалось в средствах массовой информации — больше писали о комсомольско-молодежных коллективах и студенческих строительных отрядах. Например, в 1977 году в газете «Красная Звезда» была статья о героическом труде студентов, в Уватском районе сдавших в эксплуатацию участок железной дороги министерства путей сообщений. На деле строили пути военные железнодорожники, а студенты… засевали откосы травой.

В Тюмени вспоминают Дмитрия Коротчаева - героя железных магистралей
В Тюмени вспоминают Дмитрия Коротчаева - героя железных магистралей

По словам известного тюменского краеведа Александра Петрушина, экономическая эффективность строительства железных дорог в труднодоступных местах достигалась использованием рабочей силы солдат-железнодорожников срочной службы. Министерство обороны СССР снабжало военных железнодорожников стрелковым оружием, а материально-техническое обеспечение и все виды их довольствия принимал на себя Минтрансстрой СССР. В апреле 1969 года по проложенному совместными усилиями строителей «Тюменьстройпути» и воинов-железнодорожников участку в 222 километра на станцию Тобольск прибыл первый рабочий поезд.

Ордена за трудовую доблесть

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1975 года «за успехи по строительству железнодорожной линии Тюмень — Тобольск — Сургут. Тобольского и Сургутского речных портов» управление «Тюменьстройпуть» Министерства транспортного строительства СССР и 19-я отдельная железнодорожная бригада Министерства обороны СССР награждены орденами Трудового Красного Знамени.

Кстати, из 19-й отдельной железнодорожной бригады вышло несколько известных людей. В частности, 83-м отдельным путевым железнодорожным ордена Красной Звезды 19-й ОЖДБр командовал Николай Кошман, будущий генерал-полковник, заместитель командующего ЖДВ, премьер-министр Чеченской Республики в 2000—2001 годах.

В 81-м батальоне служил срочную нынешний ветеран спецслужбы, полковник в отставке, краевед Александр Петрушин, а в мостовом батальоне этой бригады — младший сержант Степан Киричук, будущий мэр Тюмени, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Фото: автора

(0)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Александр Моор: Тематическая зона «Сотрудничество» – одна из основных в нашем инфопарке
Александр Моор: Тематическая зона «Сотрудничество» – одна из основных в нашем инфопарке
Губернатор Тюменской области прогулялся по новому культурному объекту.
#Александр Моор
#Руслан Кухарук
#Дмитрий Артюхов
#Тюменская область
#новости Тюмени
#ЯНАО
#ХМАО
#тк
#инфопарк
#культура
#развитие
Тюменские киберволонтеры активно борются с противоправным контентом в Интернете
Тюменские киберволонтеры активно борются с противоправным контентом в Интернете
Совместные акции с Областным центром профилактики и реабилитации направлены на обеспечение безопасности пользователей сети.
#реабилитация
#здоровье
#помощь
#тк
#новости Тюмени
Жители Тюменской области получили благодарности от Владимира Якушева за помощь в борьбе с паводком
Жители Тюменской области получили благодарности от Владимира Якушева за помощь в борьбе с паводком
Полпред Президента в УрФО отметил значимый вклад тюменцев в минимизацию последствий весеннего паводка.
#Владимир Якушев
#помощь
#паводок
#благодарность
#тк
#УрФО
#новости Тюмени
Тюменская область трудоустраивает подростков: летний период дал работу 15,5 тысячам школьников
Тюменская область трудоустраивает подростков: летний период дал работу 15,5 тысячам школьников
Служба занятости населения обеспечивает десятки тысяч подростков работой, развивая их навыки и самостоятельность.
#работа
#трудоустройство
#подростки
#развитие
#новости Тюмени
#тк
Финансовая поддержка тюменских предприятий: субсидирование найма помогает экономить и привлекать кадры
Финансовая поддержка тюменских предприятий: субсидирование найма помогает экономить и привлекать кадры
Программы субсидирования найма позволяют предприятиям Тюменской области сохранять средства и обеспечивать себя квалифицированными сотрудниками, нанимая молодежь, многодетных родителей и других категорий граждан.
#развитие
#трудоустройство
#новости Тюмени
#тк