Более 1 тысячи 700 километров составляет общая протяженность маршрутной сети городского пассажирского транспорта Тюмени, в том числе троллейбусных маршрутов — 61 километр. За 2002 год открылось два дополнительных рейса, сейчас их 120, из них 83 городских, 37 пригородных (в том числе 28 садоводческих).
Ежедневно на городские маршруты выходит около 525 автобусов и троллейбусов, свыше 300 маршрутных такси. В минувшем году дополнительно было привлечено 130 единиц автотранспорта, что позволило организовать маршруты в отдаленные от центра районы Тюмени.
Существует норматив обеспеченности жителей пассажирским транспортом — 1 автобус на одну тысячу жителей. В Тюмени коэффициент равняется 1,07, следовательно, дополнительного привлечения автобусов и троллейбусов не требуется. Ежедневно услугами «перевозчиков» пользуются свыше 480 тысяч горожан.
Между тем, количественные показатели обеспеченности населения пассажирским транспортом не переросли в качественные. Муниципальный парк имеет изношенность свыше 86% и практически полностью требует замены. Автобусы частных предпринимателей «отбегали» от 15 до 24 лет и также требуют замены вследствие снижения надежности.
Из имеющихся в городе 460 остановочных пунктов свыше 100 в последние годы на деньги инвесторов обновлены и оборудованы павильонами для пассажиров, совмещенными с торговыми точками. Из 56 конечных остановок большинство обустроены не в полном объеме, что создает определенные трудности, как для жителей, так и для водителей и кондукторов — во время обеденных перерывов и отдыха.
Решить проблемы общественного транспорта призвана областная программа на 2002−2010 годы. В частности, будет уделено внимание и развитию маршрутной сети Тюмени. Так в 2003 году необходимо пополнить «пассажирский» парк не менее 60 новыми автобусами и троллейбусами. Причем, нужно соблюдать рекомендацию Министерства транспорта России: в городах с населением свыше 500 тысяч человек муниципальный транспорт должен составлять не менее 60% от всего парка.
Маршрутная сеть Тюмени требует реорганизации. Необходимо часть рейсов с улиц Республики и Ленина перевести на параллельные: 50 лет Октября, Герцена, Малыгина, Таймырскую. Требуется соединение улиц 30 лет Победы с Таллинской, завершить реконструкции улицы Широтной, объездную дорогу между перекрестком улиц Мельникайте — Широтной и кольцом на Московском тракте. В планах — перевод дачных маршрутов, с центральных улиц на периферийные, а также пуск там новых маршруток.