Возможно, русские деревянные матрешки произошли от японских кукол Кокэси.
В Тюменском музее изобразительных искусств открылась выставка древней японской деревянной игрушки Кокэси, олицетворяющей жизнестойкость и силу японского народа. Она считается культурной ценностью далекого прошлого и современной Японии.
По словам куратора выставки Людмилы Осинцевой, хозяйка представленной коллекции из 74 кукол Кокэси — сотрудница культурного центра при посольстве Японии в Екатеринбурге Марина Голомидова. С помощью культурного центра в Тюменском музее изобразительных искусств практически ежегодно проводятся выставки японской культуры.
Нынешняя экспозиция кукол по своему уникальна. На ней представлена традиционная кукла и авторская. Никто точно не знает о первопричине появления этой куклы, изображающей только девочек. Ученые в споре о «рождении» Кокэси остановились на 16 веке.
По одной из версий, куклы были ритуальными, шаманскими, игровыми (по форме они удобны и соответствуют размерам детской руки), а так же они выставлялись в бездетных домах. Другая догадка появления куклы — коммерческая. Возможно, предприимчивые жители курортных поселений у горячих источников стали изготавливать сувенирных Кокэси на продажу купальщикам, и куклы сразу завоевали особое место в японских домах.
Как стало известно, традиционные куклы от начала и до конца создаются вручную одним мастером и отображают характер своего создателя. Это отличает японскую куклу от других национальных игрушек, в производстве которых задействовано несколько человек.
Заготовки для традиционных кукол мастера вытачивают на токарном станке из светлого дерева — вишни, кизила, клена, берёзы, липы и даже кедра. А авторские могут быть из темных пород. Но куклы всегда деревянные.
У Кокэси длинное цилиндрическое тело без рук и ног с крупной шарообразной головой. Многие куклы сделаны как детские погремушки и шуршат начинкой из сухих бобов. А некоторые — полые и, возможно, использовались как копилки или тайники. Традиционные Кокэси без декоративной резьбы, а роспись ограничивается черным, красным и желтым цветом. Но со временем появились и исключения из правил.
Например, куклы, выточенные в префектуре Аомори, очень разнообразны. В местечке Наруко их расписывают пышными алыми хризантемами. В городе Тогатта цилиндрическое тело Кокэси обычно покрывают мелким повторяющимся цветочным орнаментом, а нос рисуют в виде перевернутого треугольника. Для Кокэси Ядзиро из города Сироиси характерна роспись кольцами. У нее бывает широкая или зауженная талия.
Порой место изготовления кукол можно определить по их форме и по нанесенным на них узорам. Специалисты выделяют одиннадцать типов Кокэси: Цукию, Тогата, Ядзиро, Наруко, Сакунами, Ямагата, Кидзияма, Нанбу, Цугару, Дзао-такаю и Хидзиори.
Есть предположение, что русские деревянные матрешки произошли от кукол Кокэси. По мнению некоторых историков, в конце XIX века русский меценат Анатолий Мамонтов предложил художнику Малютину и токарю Звездочкину сделать первую матрешку по образу японской точеной деревянной куклы.