3 июля на тюменском ипподроме состоится празднование Сабантуя. Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в тюменском комитете по делам национальностей, в работе мероприятия планируют принять участие губернатор Тюменской области Сергей Собянин и его заместители, а так же делегации из Тюмени, Тюменского, Тобольского, Нижнетавдинского, Ялуторовского и других районов. Поздравить виновников торжества приедут не только творческие коллективы Тюменской области, но и артисты из Татарстана. Кстати, празднование Сабантуя проводится в Тюмени уже 15 лет.
Специально для любителей спорта организаторы праздника проведут соревнования по армреслингу, борьбе, бегу и прыжкам в мешках, конному спорту. Всем победителям состязаний будут вручены призы. Принять участие в спортивных соревнованиях смогут все желающие. В течение праздничного дня будут работать различные аттракционы на взрослой и детской площадках.
Справка:
Сабантуй — татарский и башкирский (в какой-то мере и общетюркский) любимейший народный праздник; праздник древний и новый; праздник труда, в котором сливаются воедино и красивые обычаи народа, и песни его, и пляски, и обряды…
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй — праздник. У всех земледельческих народов самыми ответственными этапами считались сев и жатва. Их начало и успешное завершение издавна отмечались празднествами. Сабантуй раньше праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).
Празднование сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Сначала молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы.
Девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму — ткали, шили, вышивали. Каждой хотелось, чтобы, именно ее полотенце стало наградой самому сильному джигиту — победителю в национальной борьбе или в скачках, именно ее работа получила всеобщее одобрение. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Всем ходом праздника заведовали влиятельные старики деревни. Они посылали джигитов собирать подарки, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.
В давние времена, сабантуй праздновали одни только хлеборобы. Но теперь сабантуй из праздника хлеборобов вырос в праздник всеобщий — отмечается в селах, поселках, районах, городах, столицах республик Татарстан и Башкортостан, Москве, Санкт-Петербурге и других уголках мира с компактным проживанием татар и башкир — пышно, с оркестрами, призами.