В структуре бюджета ХМАО после изменений, внесенных в Налоговый кодекс, очень многое поменялось, — сообщил губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко в ходе интернет- конференции, проведенной «РБК». — Бюджет 2002 года сформирован уже на новой налоговой базе и с точки зрения налогового законодательства, с точки зрения межбюджетных отношений и так далее; «И это (как бы сказали в Одессе) — две большие разницы».
Губернатор ХМАО привел пример: «Если раньше структура бюджета ХМАО выглядела таким образом, что 25% консолидировалось собственно в окружном бюджете, то есть это та часть консолидированного бюджета, которой распоряжается правительство автономного округа (АО), а остальные 75% были в распоряжении изначально муниципальных образований».
Как отметил А. Филипенко: «Раньше сразу отстраивали свои отношения, и не надо было абсолютному большинству муниципальных руководителей задавать какие-то дополнительные вопросы. Они, конечно же, все же возникали, но на жизнь ему хватало. Ему достаточно было иметь дело с предприятием и местной налоговой инспекцией. Теперь же эта пирамида перевернулась, и теперь более 70% этих средств консолидируется уже в окружном бюджете, которым распоряжается правительство. И только четверть отдана муниципалитетам. И это не потому, что мы так захотели. Я принципиальный противник такого распределения, более того, я не знаю вообще другой территории, которая бы работала в прежнем режиме, когда действительно мало очень денег собиралось в центр региона, потому что, считаю, деньги должны быть там, где они больше всего необходимы».
Так случилось потому, что изменения в Налоговом кодексе не позволили так отрегулировать межбюджетные отношения внутри территории, чтобы построить какую-то более-менее прогрессивную схему. Как отметил А. Филипенко, — «Мы нашли вариант, и я должен сказать, что не без дискуссии, как положено, когда речь идет о деньгах».
«Бюджет 2002 года утвержден, более того, он содержит, как и в прошлом и позапрошлом году, одну очень интересную норму, которую я очень хотел бы, чтобы содержал и федеральный бюджет. Речь идет о том, что мы часть, серьезную часть сверхпрогнозных, сверхплановых поступлений, которые идут с территории муниципалитетов в окружной бюджет, направляем назад. Это целых 25%, вот по итогам этого года, если суммировать, то получится около 2,5 млрд руб., которые мы отдали из своего окружного бюджета в муниципальные бюджеты, таким образом поощряя их работу, направленную как раз на привлечение инвестиций, на активизацию работы с предпринимателями, с предприятиями и так далее».
«И тогда есть смысл заниматься этим власти прежде всего, а не искать лазейки, как бы спрятать последние крохи от своего верхнего (регионального или федерального) начальника. Это такая схема, которая помогает движению вперед», — считает А. Филипенко.