20 ноября в кинотеатре "Премьер", где пару дней назад закончился фестиваль "Неправильное кино", состоялась презентация фильма "Остров" Павла Лунгина. На бесплатный показ пригласили представителей молодежных организаций и студенческих объединений, журналистов, студентов Тюменского киноклуба под руководством Натальи Соколовой, воспитанников Детского дома ...
20 ноября в кинотеатре «Премьер», где пару дней назад закончился фестиваль «Неправильное кино», состоялась презентация фильма «Остров» Павла Лунгина. На бесплатный показ пригласили представителей молодежных организаций и студенческих объединений, журналистов, студентов Тюменского киноклуба под руководством Натальи Соколовой, воспитанников Детского дома № 2. Такой «бонус» предложили прокатчики, кинопрокатная группа «Наше кино», рассудив, что так или иначе самая активная часть посетителей кинотеатров и сама с удовольствием посмотрит фильм, и друзьям с не меньшим удовольствием о нем расскажет и может даже порекомендует. Фильм «Остров» снят в редком жанре «жития». Это повествование о жизни святого старца Анатолия, однажды в далеком 1942 году после страшных событий молодым матросом выброшенного на остров после взрыва на угольной барже. Крохотный остров, на котором монахи построили монастырь, расположен в Белом море, подальше от суетного мира. Там спасенный и остается до своей смерти в 1976 году. Простой сценарный ход: преступление и наказание, или, что ближе по смыслу, искупление греха. Двигаясь по двум этим пробитым человечеством колеям, режиссер с неким даже изяществом везет к финалу рыдающий зал. При всей простоте и даже некой суровости сюжетного плана, лаконичности природы Беломорья, которое сродни японской графике, полновесные, правдивее правды, характеры главных героев в исполнении Петра Мамонова, Виктора Сухорукова, Дмитрия Дюжева заставляют почувствовать если не лубочную Россию, то пресловутый «русский дух» во всех подробностях. Два цвета: огонь и лед в росчерках черных скал, потемневшего от воды дерева, угольной породы, темных долгополых силуэтов монахов. И между этими двумя стихиями, на небольшом островке в Белом море, между огнем кочегарки и дыханием прибывающей зимы Лунгин умещает весь покой и все страсти человеческие. Центральная фигура — «просветленный» Петр Мамонов, лидер андеграунда 80-х, являющийся даже не актером, а некой универсальной величиной в современном искусстве, чей мощный темперамент позволил режиссеру безбоязненно взяться за неохватную, неисчерпаемую тему, — общее место русского народа, — веру. Взяться и с честью выдержать вес, не скатившись в славословие или фарс. Мамонов сначала отказывался от роли, но, посоветовавшись с духовником, согласился. Лунгин настаивал: без Мамонова снимать не буду. «Я говорю: «Паш, я не-не-не, я это Что ты, святого старца?! — говорил Петр Николаевич в своем интервью на Радио «Свобода». — А потом думаю: а что я своим помраченным разумом решаю? У меня есть духовный отец, наш сельский батюшка. Я к нему. Говорю: «Так и так, мне — святого старца, а я вы знаете жизнь мою». Он говорит: «И не думайте, это ваша работа. Вперед!». «Остров» — это кино, в котором говорится о серьезных вещах, не терпящих суеты и сумбура. Мне кажется, что такой фильм был и будет нужен всегда. Это картина, от которой не глаза плачут, а что-то духовное, сокровенное плачет в каждом из нас», — сказал в одном из своих интервью актер Виктор Сухоруков. Автор фильма Павел Лунгин дебютировал как режиссер в 1990 году, сняв по собственному сценарию фильм «Такси-блюз», отмеченный спецпризом за режиссуру на Каннском кинофестивале. Позже Лунгин снял «Олигарха», «Свадьбу», «Дело о мертвых душах», «Бедных родственников». Начало проката фильма «Остров» в Тюмени, в кинотеатре «Премьер» назначено на 23 ноября.