Надолго без внимания оставлять машину во дворе у дома или на стоянке нельзя, даже если она припаркована по всем правилам. Посчитают брошенной и постараются эвакуировать, как это произошло на стоянке на ул. Монтажников.
Машину без присмотра определить несложно: слой пыли летом, сугроб на крыше зимой, спущенные шины, общий вид довольно неопрятен. Этого хватит, чтобы бдительные соседи по парковке позвонили в ГИБДД или написали на портал «Тюмень — наш дом». А иногда и обращения не требуется. В нашем случае внимание на забытый транспорт обратил во время очередного обхода ведущий инженер отдела квартальной инспекции Восточной управы. Сокращенно — квартальный. Он отвечает за благополучие в административном округе, патрулирует вверенную ему территорию, подмечает в том числе и брошенные авто. На одной из парковок их два: проржавевший «Рено» и занесенная снегом «Тойота».
Эвакуация таких автомобилей состоит из нескольких этапов. Сначала квартальный составляет специальный акт на брошенный автомобиль: «Уведомление о необходимости принятия мер по устранению нарушения». Через ГИБДД устанавливается номер телефона владельца. Если удается связаться с ним, то вопрос решается на этом этапе. Хозяин просто приходит и забирает машину. Хуже, если владелец не отвечает на звонки или сменил номер телефона. Первое уведомление действует 15 дней. Если машину не убрали за это время, то выносится повторное уведомление. После этого за брошенным автомобилем приезжает эвакуатор.
«Как правило, бросают недорогие машины, которые особой ценности не представляют. Много „Жигулей“, старых дешевых иномарок. Если владельцы не объявляются и дело доходит до эвакуации, то шансов, что хозяин переполошится и начнет искать машину, немного», — делится опытом Ренат, квартальный по Восточному округу.
Эвакуация, как правило, занимает не больше пяти-десяти минут. Манипулятор цепляет тросы за колеса, поднимает машину на платформу и увозит. Присутствие сотрудников ГИБДД не обязательно: процедура отлаженная.
Иногда случаются нюансы. Например, на «Рено» не было колес. Скорей всего, их скрутили предприимчивые граждане. Без колес эвакуировать нельзя: во-первых, не за что цеплять машину, а во-вторых, можно что-то сломать или повредить. Однако решается вопрос быстро. Эвакуаторщики возят с собой дежурный комплект колес — поддомкратили, прикрутили, подняли, увезли. Колеса потом с машины снимаются до следующего подобного случая.
«Автомобили эвакуируются на спецстоянку, где хранятся до трех месяцев. Если собственник в этот срок обратится за машиной, то ему придется оплатить стоимость эвакуации, хранения и административный штраф. Суммы небольшие. Например, в Восточном округе эвакуация стоит около 360 рублей, плюс 13 рублей за сутки хранения. Но это, конечно, только в случае с брошенными автомобилями. Штраф составит от одной до пяти тысяч рублей. В зависимости от частоты нарушения. Иногда и вовсе владелец обходится предупреждением», — пояснил ведущий инженер управы Восточного округа Константин Морев.
Эвакуатор до места доезжает быстро — около получаса. Потом еще минут пять-десять, как говорили выше, грузят автомобиль. Все это время владелец может объявиться и потребовать вернуть ему машину. Вплоть до момента, когда эвакуатор начинает движение. Потом уже только со спецстоянки после всех процедур. Если владелец не забирает машину и со спецстоянки, к процессу подключаются приставы. Собственнику по месту жительства направляется контрольное письмо-уведомление. С этого момента стартуют последние 30 дней, когда машину можно забрать. После этого транспортное средство направляется на оценку и выставляется на продажу в пользу государства. Как видите, шансов вернуть брошенное авто у несознательных граждан достаточно.
«Это не только борьба за парковочные места. Брошенные автомобили представляют определенную угрозу безопасности граждан, — говорит Константин Морев. — Мало ли что в машине лежит. Может, бомба, может, наркотики
Однако до эвакуации дело доходит редко. Всего в управе Восточного округа с начала года помещено на спецстоянку шесть автомобилей. Дожидаются своих владельцев после первого уведомления еще 160.
Фото: Дмитрий Карпов