По поверьям крестьян, в эту ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, змеи... Говорили: "В ночь на Ивана Купалу происходят различные чудеса и страшные вещи". Якобы ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве: слетаются на свой ежегодный шабаш. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу.
7 июля православные отмечают Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Православное учение гласит, что Иоанн Креститель, или Предтеча, — ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, приготовлявший народ к Его принятию. Иисус Христос принял крещение от Иоанна. По церковному преданию, Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос. На Руси Рождество Иоанна Предтечи «соединилось» с древним языческим праздником летнего солнцеворота — Днем Ивана Купалы. Считали, что в этот день солнце действует с особенной живительной силой. Имя Купалы было древним олицетворением летнего плодородия природы: «На Ивана выходи на косовицу», «Первый покос — большой покос». «Пройти до солнышка два покоса — ходить не будешь босо», «До солнышка пройти три покоса — ходить будешь в сапогах, а не босо». В Древней Руси день Ивана Купалы был великим праздником, в честь его производились два традиционных обряда: купанье в воде и росе, а также прыжки через зажженный костер. Это были очистительные обряды — через воду и огонь. Праздновать начинали накануне, с вечера, и веселились до следующей ночи. Народ опоясывался перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, водили хороводы, пели песни. В середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца, парни и девушки всю ночь веселились у костров, прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки, перепрыгивали и через крапивные кусты. Над кострами матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, считая, что от этого прекратятся болезни, старики сидели в кружках, беседовали и попивали пиво и брагу. Один из довольно распространенных молодежных обрядов — обливание водой всякого встречного, причем даже не чистой водой, а с грязью. Начиналась общая «свалка», полная веселья, криков и смеха, а потом бежали опять купаться. По поверьям крестьян, в эту ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, змеи Говорили: «В ночь на Ивана Купала происходят различные чудеса и страшные вещи». Якобы ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве: слетаются на свой ежегодный шабаш. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу. Считали, что папоротник расцветает в полночь на Ивана Купалу чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. А еще были убеждены, что «Ивановские дожди — лучше золотой горы» — «До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу». А народ приметил: «Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов», «На Иванову ночь звездно — много грибов будет».