Рисунки развешаны на стенах, на специальных конструкциях, так, что кажется, будто они парят в воздухе, и даже на потолке…
«Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь — жив будешь», — перед таким выбором ставил камень на перепутье трех дорог былинных русских богатырей. Посетителей тюменского музея «Городская Дума» организаторы выставки «Карикатурум» также ставят перед выбором — по какому из трех предложенных маршрутов отправиться на экскурсию. Куратор экспозиции Станислав Степанищев рекомендует пройти по всем трем по очереди и направляет журналистов, пришедших сегодня в музей, на дорожку под номером один, которая выделена красным цветом, а попутно рассказывает о выставке в целом. Карикатуры, шаржи, иронические фотографии приехали из Сургута, где в 2001 году и родилась выставка. Девять лет назад в северном городе прошел первый Международный форум визуального юмора «Карикатурум». За годы существования он получил широкое международное признание. В нем приняли участие более 900 художников из 65 стран мира. Сегодня Сургутский художественный музей обладает внушительной коллекцией — пять тысяч экспонатов, 150 из них привезены в Тюмень. Их авторы живут в Австралии, США, Иране, Италии, Канаде, Индонезии и множестве других стран. В нынешнем году в Сургуте на форум поступило около 400 работ. В этот раз они были посвящены теме страсти. В Тюмень привезли 50 карикатур «страстной» тематики, именно они и составили красный маршрут выставки. Рисунки развешаны на стенах, на специальных конструкциях, так, что кажется, будто они парят в воздухе, и даже на потолке. Страсть в карикатурах — это не только любовное чувство, но и влечение к еде и выпивке, к спорту и искусству. Мы видим жениха, забывшего в день свадьбы о невесте ради рыбалки; ангелов, следящих с небес за футбольным матчем; гроссмейстеров, которым рюмки заменили шахматы; пианиста, играющего для благодарных слушателей посреди океана, в то время как их корабль идет ко дну. Завершается путешествие у большого бумажного сердца, затем посетителям предлагается вернуться на старт и пройти по второму — черному — маршруту, где главенствующей в работах является тема власти. Предметом интереса художников становится не обязательно политическая власть, это и власть случая, и власть денег. Последним посвящено особенно много работ: утопающий одной рукой держится за спасательный круг, а второй — за сундук с богатством, который тянет его на дно; молодой человек ставит свою избранницу перед выбором — сердце или деньги; грешник в аду чувствует себя неплохо, если у него есть деньги: он купается в котле с тремя красавицами, в то время как черти поддерживают огонь, бросая в него купюры. Черная бумажная корона возвещает гостям выставки о том, что маршрут пройден и пора перейти на третий — синий — путь. Третий маршрут называется «Человек разумный?». Организаторы не утверждают, они задаются вопросом, ответ на него сможет дать себе и каждый посетитель, прошедший по экспозиции. Здесь наряду с карикатурами представлены коллажи и фотографии. Их немного, а потому рассматриваются они особо пристально: дворник, сметающий фишки на столе в казино; женщина с тазиком на голове; полуразвалившееся здание с нарядной вывеской. Тот, кто пойдет по синему маршруту, неизменно наткнется на странную конструкцию, в которой есть потолок и две стенки. Станислав Степанищев утверждает, что стоит туда войти, сразу ощущается давление на психику, перехватывает дыхание, и даже не страдающие клаустрофобией люди почувствуют себя неуютно. Казалось бы, зачем на веселой выставке испытывать такие ощущения? Станислав отмечает, что работы в разделе «Человек разумный?» вызывают не только улыбку: авторы затрагивают тему безумия, странных и страшных поступков, на которые способен человек. Чтобы в полной мере посетителям понять мысли художников, организаторы выставки и соорудили в центре зала необычное строение. По утверждению Станислава Степанищева экскурсовод на выставке не требуется, маршруты для того и были придуманы, что отправить гостей музея в самостоятельное плаванье. Справка «Вслух.ру»:С 16 августа 2010 года