Тюменский музей изобразительных искусств занялся культурным туризмом. Уже месяц посетители музея запросто, без паспортов и виз попадают в Японию . А с 27 июня открылось и окно в Европу — на выставке "Под небом Италии" атмосферу средиземноморья создают полотна русских живописцев XIX века. Эпиграфом для небольшой экспозиции послужила скульптура итальянца ...
Тюменский музей изобразительных искусств занялся культурным туризмом. Уже месяц посетители музея запросто, без паспортов и виз попадают в Японию. А с 27 июня открылось и окно в Европу — на выставке «Под небом Италии» атмосферу средиземноморья создают полотна русских живописцев XIX века. Эпиграфом для небольшой экспозиции послужила скульптура итальянца Антонио Кановы «Три грации». Канова подражает классической традиции, напоминая о том, как были очарованы итальянской культурой и природой русские художники. Огромный интерес к «колыбели искусства» проснулся у русских художников в связи с раскопками древних городов, погибших под пеплом Везувия. Помпея и Геркуланума «заманили» в Италию Карла Брюллова, Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина, Николая Ге, Аполлона Мокрицкого, в Италии образовалась целая диаспора русских художников. В начале века художники предпочитали видеть страну античных руин и средиземноморских красот идеальной: эти пейзажи и портреты могли быть написаны в любой другой стране — Италия давала вдохновение, но образы доводились до совершенства в воображении. Не случайно, «Итальянский пейзаж» Максима Воробьева создает ощущение, что эта пастораль может быть где угодно, хоть в России. Из ранних «русских итальянцев» очаровывает Антон Иванов, художник, вышедший из крепостных. Братья Чернецовы (тюменскую коллекцию «Шедевры Золотой карты России» украшает их «Мост Фердинанда в Вене») помогли ему освободиться от крепостной зависимости и брали с собой в путешествия по Европе. Его «Вилла русских художников близ Неаполя» — одно из самых обаятельных полотен на выставке. Есть в тюменской коллекции и картина Карла Брюллова «Эдип и Антигона». Правда, это полотно написано в качестве выпускной работы Академии художеств — еще до поездки в Италию, до обретения славы и узнаваемой брюлловской манеры письма. Но искусствоведы все же гордятся этой картиной, ведь если в знаменитых галереях есть шедевры мастера, то его ранние работы, позволяющие проследить формирование художника, выставляются нечасто. Еще один смысловой центр экспозиции — «противостояние» двух «Итальянок». Федор Бронников написал свою в 1869 году, однако она скорее соответствует раннему восприятию Италии-идеала. Его итальянка мало похожа на обыкновенную девушку, это академический портрет, предпочитающий гармонию жизнеподобию. Зато «Итальянка» Николая Ге 1857 года отражает тенденцию, принятую русскими художниками во второй половине XIX века. Модель Ге — живая девушка, не идеально красива, но по-своему хороша. Если итальянка Бронникова спокойна и полна достоинства, то про портрет Ге поборник академизма сказал бы «лицо, искаженное гримасой удивления» — рот безвольно приоткрыт, глаза напряженно и вопрошающе глядят куда-то в сторону, вся фигура полна динамизма и живости. К концу столетия творческие поиски позволили художникам «открыть» в картинах воздух и свет. «Вилла Медичи. Рим» (1895 г.) Василия Поленова — почти импрессионистский пейзаж, не случайно работы этого художника называют «солнечной палитрой» и «Вилла» иллюстрирует верность этого определения. «Художник смог передать этот солнечный свет, даже марево, трепетание воздуха и зеленых деревьев», — говорит специалист по русскому искусству Ирина Яблокова о своей любимой картине из «итальянской» подборки. Кстати, посмотрев экспозицию «Под небом Италии», можно спуститься на первый этаж музея, в «красный зал», где в роскошном свете, как драгоценности, сверкают отреставрированные полотна, попавшие на «Золотую карту» России. Здесь выставлен и «Большой фонтан в Кастелламаро», написанный Сильвестром Щедриным в 1820 году. Щедрин передает все очарование итальянской площади, создающей маленький, но насыщенный событиями мирок. Прозрачная тень площади контрастирует со светом на вершине горы и голубизной неба, манит, сулит и жаркое живительное солнце и приятную прохладу. «Путешествие по Италии непременно стоит закончить у фонтана в Кастелламаро», — подходящая фраза для туристического буклета