Более трех тысяч листов руки русского художника, ученика Куинджи, находятся в запасниках музея. Часть из них впервые выставляется в таком широком масштабе в гравюрном кабинете. Увидеть Киммерию глазами художника тюменцы могут до октября.
Выставка альбома литографий мастера пейзажей Константина Богаевского открылась в Музее изобразительных искусств. Увидеть Киммерию (поэтическое название Крымского полуострова) глазами художника тюменцы могут до октября. Более трех тысяч листов руки русского художника, ученика Куинджи, находятся в запасниках музея. Часть из них впервые выставляется в таком широком масштабе в гравюрном кабинете. Кстати, как отметила Вера Субботина, научный сотрудник музея ИЗО, так называемый «гравюрный кабинет» — небольшое пространство между залами — дает возможность проводить по две-три выставки гравюр и литографий в год. На сей раз настала очередь представить подборку работ из альбома Богаевского. Константин Федорович родился в Феодосии и поэтому еще в раннем возрасте познакомился с произведениями Айвазовского. Этот факт во многом повлиял на дальнейший выбор профессии. Уроки живописи будущий художник брал сначала у одного из учеников Айвазовского. Уже потом Богаевский поступил в Императорскую академию художеств, где познакомился с Архипом Куинджи. Архип Иванович учил студента не быть простым копиистом природы, каждое произведение должно стать итогом обобщения и осмысления натуральных наблюдений. Куинджи ценил индивидуальность и оберегал творческое начало Богаевского, подталкивал ученика к тому, чтобы он был певцом той природы, которая его трогает. Впрочем, такой же деликатный подход у мастера был и к другому своему знаменитому ученику — Рериху. Возможно, что общение и учеба взаимно повлияли на творчество и Богаевского и Рериха. Во всяком случае, у Богаевского рериховские мотивы проглядывают совершенно явственно. После окончания академии художник вернулся на родину. На протяжении всей жизни пейзажист черпал вдохновение в окрестностях древних крымских городов - Феодосии, Керчи, Судака, Бахчисарая. Историческая земля, античные города для художника стали главной темой его вторчества. Любопытно, отметила Вера Субботина, что средне-русский пейзаж не интересовал Богаевского. Более того, он считал, что леса и травы скрывают истинное лицо Земли. Его художник видел в камнях и складках скал Крымского побережья. Критики отмечали своеобразие работ мастера, в которых прослеживается героико-романтическое восприятие мира — как следствие увлечения пейзажистами 17 века -, оформленное по строгим канонам композиции того же времени, отметила Вера Александровна. В альбоме 1923 года собраны литографии, в которых художник обращается к исчезнувшим цивилизациям, к Солнцу, как божественному существу, небу, как живой стихии. Несмотря на то, что работы черно-белые, ощущения объема, воздуха, и тональности переданы правдободобно. Примечательно, что Богаевский долгие годы дружил с поэтом Максимилианом Волошиным. Вместе они исходили пешком практически все восточное побережье Крыма. Такое общение оказало воздействие и на живопись Богаевского, и на стихи Волошина. Поэтому в сентябре, когда после каникул в музей придут студенты, в гравюрном кабинете будут звучать стихи Волошина и пройдет обсуждение литографий Богаевского.