Dipol FM | 105,6 fm
92.05
98.64

Уроки реального театра

В «Марьином поле» Михаил Поляков решился ходить по тонкому краю между «безвкусной эклектикой» и «смелым режиссерским ходом», переплетая бытовой жанр, реализм и сон, фантасмагорию. В тюменских спектаклях театру удавалось не пересечь эту грань, а вот фестивальные трудности сбили размеренный ритм, сместили акценты, интонации в спектакле. Даже самая трогательная и жуткая сцена — танго героинь с солдатами, покалеченными в войнах, — показалась смазанной и неловкой.

С 7 по 13 сентября в Екатеринбурге прошел один из главных в России театральных фестивалей «Реальный театр». Рассказом о нем можно заполнить толстенькую брошюру вроде «Петербургского театрального журнала». Мы же остановимся на том, что в отчеты центральных СМИ вряд ли попадет.

**О том, как искусство манит зрителя
**Уже первая прогулка по Екатеринбургу — с чемоданом от вокзала до гостиницы — дала повод вернуться к любимой теме связей театров, музеев, концертных залов с потенциальной публикой. Есть в соседнем городе простые, но, кажется, весьма действенные способы привлечь зрителей и слушателей.
Афиши Свердловской государственной академической филармонии предлагают всем родителям: «Пусть ваш ребенок услышит живую музыку!» — грех не откликнуться! Тем более что три концертных абонемента составлены весьма изобретательно, по крайней мере, на родителей способны произвести сильное впечатление, заставив их раскошелиться в пользу филармонии.
Рождественская сказка «Щелкунчик» с оркестром и балетом, концерты-уроки, на которых дети вместе с настоящим оркестром постигают основы музыкальной грамоты, секреты дирижерского мастерства или даже играют вместе с оркестром на своих — пусть даже игрушечных — инструментах. Для меломанов почтенного возраста уже в сентябре разворачивается программа «Бархатный сезон». Официально концертный сезон еще не начался, а филармония уже предлагает послушать за столиками музыкального кафе популярные мелодии советской и зарубежной эстрады, джазовые хиты и старинные романсы в исполнении оркестра. Абонементы составлены гениально просто и могут стать хорошим уроком ориентации на «потребителя услуги», которую так пропагандируют сторонники коммерческой самостоятельности театров и филармоний.
Знакомство с культурной жизнью города продолжается в кассе театра кукол. Небольшое, как часто бывает, помещение кассы сплошь увешано постерами в стильных черных рамах. Да, афиши детских спектаклей похожи на постеры популярных мультфильмов — сделаны ярко, красиво и… сказочно. Заманчивые картинки из «Карлика Носа», «Щелкунчика» или «Изумрудного города страны OZ» совершают на посетителя эффектную психологическую атаку — хочется сходить на все спектакли и сводить на них ребенка.
Искусством зазывать и очаровывать зрителей в совершенстве овладел театр известного драматурга Николая Коляды. Крохотная сцена разместилась в подвале высотного здания на главной улице города, но Коляда сумел превратить клочок предельно урбанизированного пространства перед театром в уютный мирок, живущий по собственным законам. У входа стоит самодельный стенд с фотографиями из спектаклей, небольшая табличка зазывает прохожих взять в театре ленточку и, загадав желание, повязать в «Коляда-саду» — несколько хилых городских деревьев круглый год цветут сотнями ленточек, рекламируя театр и украшая подъезд. Каждый день перед театром работает «Колядоскоп» — небольшая фанерная будка разрисована хвостатыми звездами, плетеный из лоскутков коврик прикрывает узкое окошко. Приподняв коврик, загляни в окошко райка — и увидишь кукольное представление, сыгранное специально для тебя. «Как тебя зовут, девочка? — пищит Незнайка из зарослей новогодних фонариков. — Ирочка? А у тебя есть заветное желание?..». Да, здесь тоже исполняют желания. Фея-мартышка выдает звездочку из фольги и велит положить под подушку, загадав желание. Говорят, многие приходят потом в театр доложить, что мечты их сбылись. Внутри «Коляда-театр» похож на старый деревянный особнячок — повсюду эти плетеные коврики, салфеточки кружевные, ретро-радиола на старом пианино, на стенах развешаны пустые рамы резных наличников, самодельные куколки… Даже те, кто органически не принимает драматургию Коляды или его жесткие режиссерские решения, не могут устоять перед очарованием семейной атмосферы дома-театра.
Коляда зрителя привечает, воспитывает, влюбляет в свое детище. Даже супом кормит. «Суп-театр» драматург подсмотрел в Стокгольме, куда ездил на премьеру спектакля «Рогатка» по своей пьесе. Теперь несколько раз в месяц Николай Коляда сам варит вкуснейший суп и угощает им зрителей перед спектаклями, рассказывая во время обеда об актерах, о театре и его новых проектах. В общем, наблюдения за культурной жизнью соседней столицы наводит на мысль, что пора уже и в Тюмени снять с театра и классической музыки скорбные одежды «плохо продаваемого продукта». Вера в публику, любовь к ней и внимание к мелким, но таким важным деталям, — может, всего этого хватило бы, чтобы «продавать» высокое искусство.**О строгих критиках и «Марьином поле»
**Критики на всероссийском фестивале «Реальный театр» действительно строгие, все-таки в Екатеринбурге они присматривают спектакли для самого главного театрального конкурса «Золотая маска».
Поэтому одно только приглашение от «Реального театра» — большая честь для труппы. «Ангажемент» и раньше принимал участие в фестивале, но в официальную программу его спектакль попал впервые.
Наш театр представлял «Марьино поле» — спектакль заслуженного деятеля искусств РФ, режиссера Михаила Полякова (Израиль) по пьесе молодого драматурга, обладателя премии «Антибукер» Олега Богаева. В прошлом сезоне эта постановка стала одним из самых удачных приобретений тюменской театральной афиши, однако на фестивале «Ангажемент» показал себя не в лучшем свете — сказалась и непривычная чужая сцена, и волнение перед встречей с искушенной публикой, и всего несколько часов отдыха после переезда из Тюмени. Исполнительницы главных ролей — Ирина Тутулова, Капитолина Баженова и Лада Исмагилова, без сомнений, произвели сильное впечатление на зрителей фестиваля, и даже самые суровые критики отметили замечательные актерские работы. «Но эти жемчужины не сложились в ожерелье» — таков самый сдержанный диагноз. Во-первых, во время разбора спектакля ощущалось предубеждение некоторых критиков к «новой драме». Перед спектаклем никто не прочитал пьесу — либо критики допустили серьезный профессиональный промах, либо показательно игнорировали Богаева. Во-вторых, экспертов насторожила тематика пьесы — в год 60-летия Победы любое произведение, связанное с Великой Отечественной войной, рискует быть обвиненным в конъюнктуре, дурновкусии, киче.
В «Марьином поле» Михаил Поляков решился ходить по тонкому краю между «безвкусной эклектикой» и «смелым режиссерским ходом», переплетая бытовой жанр, реализм и сон, фантасмагорию. В тюменских спектаклях театру удавалось не пересечь эту грань, а вот фестивальные трудности сбили размеренный ритм, сместили акценты, интонации в спектакле. Даже самая трогательная и жуткая сцена — танго героинь с солдатами, покалеченными в войнах, — показалась смазанной и неловкой. В-третьих, от глаз критиков не укрылось плачевное состояние… Впрочем, что тут юлить, несколько раз прозвучали деликатные, но однозначные предположения, что очевидная «не-очень-богатость» тюменского театра может быть одной из причин недостаточно хорошего художественного оформления спектакля, отсутствия в театре главного режиссера… Театралам из Москвы или Омска Тюмень, наверное, кажется Клондайком, способным прокормить не один роскошный театр, — отсюда и недоумение. Впрочем, эксперты «Реального театра» смогли сказать «Ангажементу» и добрые слова. Так, член экс-пертного совета премии «Золотая маска» Екатерина Дмитриевская, давно знакомая и с «Ангажементом», и с режиссерскими работами Михаила Полякова, отметила большой потенциал «Марьина поля», согласившись, что у театра просто выдался неудачный вечер.
Как бы то ни было, у этого спектакля есть еще шанс поднять свою репутацию — в конце октября его представят на фестивале «Молодые театры России» в Омске.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В ТюмГУ проводится запись на экзамены для мигрантов
В ТюмГУ проводится запись на экзамены для мигрантов
На базе университета начал работу центр, который принимает экзамены и консультирует иностранных граждан.
#образование
#мигранты
#экзамен
#ТюмГУ
#новости Тюмени
В Викуловском районе для борьбы с паводком привлечены 160 сотрудников спецслужб и 80 волонтеров
В Викуловском районе для борьбы с паводком привлечены 160 сотрудников спецслужб и 80 волонтеров
Задействованы более 20 единиц техники.
#Викуловский район
#Викулово
#паводок
#дамбы
#МЧС
#эвакуация
Областная спортивная школа олимпийского резерва Луизы Носковой объявляет набор учащихся
Областная спортивная школа олимпийского резерва Луизы Носковой объявляет набор учащихся
После отправки пакета документов нужно проверить подтверждение о регистрации.
#набор
#школа
#Луиза Носкова
#биатлон
#учащиеся
#анкета
#новости Тюмени
Как подготовиться к выбору профессии: комментарий карьерного эксперта
Как подготовиться к выбору профессии: комментарий карьерного эксперта
Информируем, на чем следует акцентировать внимание.
#работа
#карьера
#профессии
#советы
#новости России
С 8 мая тюменский автовокзал запускает новый рейс в Екатеринбург
С 8 мая тюменский автовокзал запускает новый рейс в Екатеринбург
Отправление - в 5.35 пять раз в неделю.
#Екатеринбург
#новости Тюмени
#транспорт
#автобус
#пассажиры
#автовокзал