Dipol FM | 105,6 fm

Украинские беженцы в Тюмени: деньги, жилье, работа

90% беженцев – представители рабочих специальностей, 10% – с высшем образованием.

_С какими проблемами в первую очередь сталкиваются беженцы из Украины в Тюмени? Всего три слова: деньги, жилье, работа. Причем, именно в таком порядке. Корреспондент «Вслух.ру» постарался выяснить, кто и как помогает людям, оказавшимся в труднейшем положении и ищущим помощи в нашей области._

Сколько беженцев в Тюмени?

«Проблемы с вещами и продуктами питания мы решили. Главное — деньги, каждому человеку нужно 20−30 тыс. рублей на билеты, пошлины, перевод паспорта. Мы возмутились, когда выяснили, что перевод украинского паспорта на русский язык стоит 800 рублей за страницу. Что там переводить!?» — удивляется руководитель Центра содействия гражданам, прибывшим из Украины в Тюменскую область, Светлана Ярославова.

Как только появляются хоть какие-то деньги, встает куда более трудный вопрос — где жить? Родственники, как правило, могут приютить на одну-две недели, но в Тюмени уже есть примеры, когда они выгоняют беженцев. А чтобы снять самую худую квартиру, даже 8 тыс. рублей будет мало, подчеркнула Ярославова. Жильем могут помочь, максимум, 50 людям, но этого мало. Большая часть предложений по жилью в сельской местности, куда беженцы ехать не хотят.

Третья проблема вполне решаема — работа. Для помощи в ее поисках в центре создали базу данных по предоставлению рабочих мест, всего в ней около 350 вакансий. «Как только беженцы получают разрешение на временное пребывание, мы отправляем их в свободное плавание, они обращаются в центр занятости и официально трудоустраиваются. Но пока они разрешение не получили, они имеют право устроиться только к физическому лицу — нанимателю, при наличии патента, — пояснила Светлана Ярославова. — Мы можем трудоустроить практически каждого беженца. Проблема в том, что не каждый согласен на такую работу».

По наблюдениям сотрудников центра содействия, 90% приезжающих к нам людей — представители рабочих специальностей, 10% - с высшем образованием. Им предлагают вакансии слесарей, сантехников, отделочников, строителей, ремонтников, водителей. Самая сложная категория — это шахтеры из Донецка. «Они не умеют ничего, кроме как работать на шахте. У них нет иных квалификаций, поэтому им очень сложно, по этой категории мы работаем отдельно с Южно-Тобольским отдельским казачьим обществом, — призналась Светлана Борисовна. — В станицах казаков есть стройки, лесопилки, туда и идут работать шахтеры».

Всего за помощью в центр обратились 300 взрослых человек и 100 детей. «Мы точно не знаем, сколько еще не обратилось никуда — ни в УФМС, ни к нам. Но по нашим оценкам, столько же. По югу области еще, как минимум, сто человек, — поделилась Ярославова. — Они могут до трех месяцев жить здесь по гостевой карте. Многие рассчитывают вернуться, надеются, что все утихомирится».

На одном языке

Главная задача сейчас, уверена руководитель центра, это психологическое консультирование беженцев. Психологи центра работают с каждым, но куда эффективнее оказалась другая социальная технология: беженцы работают в качестве волонтеров. «Если женщина вчера плакала, а сегодня работает с такой же плачущей, они уже говорят на одном языке, друг друга понимают. Так по цепочке мы и выводим всех из стресса, — пояснила суть методики Светлана Борисовна. — Поработав волонтером 3−5 дней, беженцы полностью избавляются от стресса. Они видят, что другим еще хуже. Помогая другим, вылечиваются сами».

Практически у всех, прибывших в Тюмень, на Украине остались или погибли родственники. «Не можем забыть одну красивую молодую девушку. Она была бухгалтером в банке, в ополчении погиб ее отец. Матери нет. Пришла с группой поддержки из тюменских девчонок, ее смогли привести только втроем. Только так ее удалось успокоить», — вспомнила Ярославова.

Пока все беженцы находятся в стрессовом состоянии. Они прижались к своим родственникам и знакомым и боятся сдвинуться с места. Одна женщина рассказывала сотрудникам центра как ее четырехлетняя дочь спросила — сегодня их будут расстреливать или завтра? — когда к ним ночью пришли домой с автоматами. Уже в Тюмени один украинский мальчик, когда хлопнула крышка от ксерокса, схватился за голову и зажмурил глаза. А девочка чуть в обморок не упала, когда услышала гул вертолета за окном.

«Люди приезжают с ошалевшими глазами. Они не в состоянии выбирать вещи, которые им предлагают, хотя приехали из-под обстрела в одной футболке, — заметила руководитель центра содействия. — Спасибо тюменцам, они просто завалили наш центр вещами. И продолжают нести, но пока мы приостановили прием вещей на две недели, нам нужно это разобрать. А выбросить или отдать в приют мы не имеем морального права. Люди несли вещи с болью, сочувствием».

В центре разворачиваются истории, которые не могут оставить равнодушным. По словам Ярославовой, недавно одна бабушка принесла килограмм крупы и 150 рублей и говорит: «Это для беженцев». На что Светлана Борисовна ответила: «Милая моя, вот же сидит точно такая же пенсионерка, отдай ей напрямую». Женщина так и поступила, беженка заплакала, отказывалась. Заревели, обнялись. Теперь подруги. «У самих слезы катятся каждый день от того, что мы видим», — заметно сдавленным голосом рассказывает Ярославова.

К сожалению, тюменцы оказались не столь щедры деньгами как одеждой. На счету центра 150 тыс. рублей. «Где наши миллионеры? Почему пенсионеры несут последние гробовые деньги? — вопрошает руководитель. — Мы в шоке. Мы уже их раздали, в основном, женщинам с детьми. И все, деньги в кассе кончились. У нас всего три спонсора пока: УФМС, профсоюз авиакомпании „Ютэйр“ и „Русская компания“ через ассоциацию операторов связи. Но этого мало».

Но больше денежных проблем Ярославову страшит приближение осени. «Людям негде жить. Сейчас им дают жилье, но на 2−3 месяца, дачи на летний период. Но ведь лето кончится, что тогда я буду с ними делать? Конечно, общественность может многое, мы приняли первую волну. Но остальное должно решать государство», — уверена она.

Неравнодушным Светлана Ярославова предлагает приходить в центр и лично оказывать финансовую помощь беженцам, публикация счета для перевода средств нужного эффекта не сделала. Узнать подробнее о работе центра можно по телефонам: 20−17−97, 20−23−03 (горячая линия), 20−13−83. Адрес центра: ул. Котовского, 54.

Казачья помощь

О том, какую работу могут предоставить беженцам казаки, нам рассказал атаман Южно-Тобольского отдельского казачьего общества «Государственный реестр Сибирского войска» Виталий Ночевка. «Мы приняли уже четыре семьи, расселили их, трудоустроили. Тяжелее всего с жильем, с работой все проще. Работа находится всякая, две семьи уже трудоустроены на пилораму, кого-то удалось устроить на мойку. Семью из девяти человек поселили у нашего казака, они будут работать в магазине», — пояснил атаман.

Сам Виталий Иванович — выходец из Луганской области. Там сейчас живет вся его родня, всего в 60 км от Славянска. «Эта ситуация возникла не сразу, — уверен он. — Все видели, что происходит. Но у людей была своя жизнь, и политики они не касались, работали на шахте. Конечно, ситуация неприятная. Но это не наша с вами вина. Мы все переживаем, помогаем, чем можем».

На удивление, у казаков уже нашлись недоброжелатели. Они обвиняют их в том, что казаки используют украинских беженцев как дешевую рабочую силу. «Это не из-за того, что мы ищем рабочую силу. Мы и сами можем сеять, пахать. Просто у нас тоже есть дети, жены, и мы понимаем, что такое оказаться без крова, — признал Ночевка. — Через наш казачий коридор мы уже отправили гуманитарный груз в Луганск и Славянск. Казаки, которые находятся в Новошахтинске и в Донецке, нам помогают организовать эти коридоры. Мы отправляем сахар, муку. Сейчас на отправку готовятся новые фуры».

Кого уже устроили

Координатором по вопросам поддержки граждан, прибывших из Украины, в Тюменской области является региональный департамент экономики. А помощь в трудоустройстве оказывает департамент труда и занятости населения.

По информации пресс-службы губернатора Тюменской области, в органы социальной защиты населения обратились 17 семей, прибывших из Украины. Им понадобилась материальная помощь на аренду жилья, приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости.

Материальная помощь предоставляется при условии постановки на учет в территориальные органы Федеральной миграционной службы. Из областного бюджета 11 таким семьям уже выделена матпомощь на общую сумму 460 тыс. рублей.

В детских лагерях области детей из числа беженцев из Украины нет, но в одном лагере с дневным пребыванием в Тюмени отдыхает ребенок из Украины на льготных условиях.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
ФК «Тюмень» проведет сбор в Турции
ФК «Тюмень» проведет сбор в Турции
В команде произошли изменения.
#ФК Тюмень
#футбол
#ФНЛ
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Чтобы оплачивать счета пожилых родственников, тюменцы могут оформить гостевой доступ на госуслугах
Чтобы оплачивать счета пожилых родственников, тюменцы могут оформить гостевой доступ на госуслугах
В таком режиме доступно обращение в управляющую компанию и другие службы, заявка на поверку счетчиков.
#госуслуги
#приложение
#оплата
#ЖКХ
#доступ
#новости Тюмени
#тк
Родители тюменских детей-инвалидов довольны комплексной реабилитацией на 99%
Родители тюменских детей-инвалидов довольны комплексной реабилитацией на 99%
Это очень высокий результат.
#родник
#реабилитация
#дети
#инвалиды
#новости Тюмени
#тк
Александр Моор: Я лично – всегда за любую позитивную молодёжную суету и движуху
Александр Моор: Я лично – всегда за любую позитивную молодёжную суету и движуху
Губернатор поздравил молодежь с Днем российского студенчества.
#молодежь
#студенты
#губернатор
#Александр Моор
#поздравление
#новости Тюмени
#тк
Четыре человека, включая двухлетнюю девочку, пострадали в ДТП в Тобольске
Четыре человека, включая двухлетнюю девочку, пострадали в ДТП в Тобольске
Ребенок перевозился с нарушением правил.
#ГАИ
#ДТП
#Тобольск
#раненые
#дети
#пострадавшие
#Тюменская область
#тк