Уже с момента старта кампании по выборам президента Украины было понятно, что ситуация будет развиваться далеко не по туркменскому, белорусскому и явно не по российскому варианту. Если и сравнивали происходящее в Украине с аналогами развития событий на постсоветском пространстве, так с грузинской «бархатной революцией». С тем отличием, что в Грузии оппозиция захватила власть «с ходу».
В Украине оппозиция власть не захватила, но круто поменяла политическую жизнь страны, фактически аннулировав результаты выборов президента, добившись изменения состава избиркома, отставки генпрокурора и назначения новых выборов. Последнее завоевание «проигравшей» оппозиции — изменение Конституции страны. Украинская история сопровождалась провокационными информационными трюками с дальнейшим опровержением. Темами громких публикаций становились: отравление Ющенко, боевая готовность российского спецназа на территории Украины, объявление Юлии Тимошенко в международный розыск, раскол внутри оппозиции, наконец, угроза раскола самой Украины на западную и восточную. Пока страсти улеглись и временно примиренные стороны набираются сил для новых выборов, которые пройдут 26 декабря.
Особого внимания заслуживают планируемые конституционные изменения, ограничивающие власть президента Украины. Если в Российской Федерации президент обладает статусом некоего «верховного арбитра», находящегося вне, а в чем-то даже над системой разделения властей (из-за чего Россию в свое время называли «более чем президентской республикой»), то в Украине складывается такая система сдержек и противовесов, которая позволяет экспертам говорить о превращении Украины из «президентско-парламентской» республики в «парламентско-президентскую». Комментируя это превращение, аналитики не без иронии отмечают, что в схватке между Януковичем и Ющенко победил Кучма, который давно предлагал изменить основной закон страны именно в сторону усиления власти парламента.
Принятые законы предусматривают конституционную статью о формировании правительства коалицией депутатских фракций, — парламент предлагает президенту кандидатуру (или кандидатуры) премьера, а не наоборот, как это делается в России. Также Верховная рада назначает министров обороны, иностранных дел по представлению президента и других членов правительства по представлению премьер-министра. То есть вместо революции получилась все же конституционно-правовая эволюция, но явно не дарвинскими темпами.
Сразу после усиления конституционных позиций парламента Леонид Кучма присвоил спикеру Верховной рады звание героя Украины — «за выдающиеся заслуги перед страной в развитии государственного строительства, реформировании политической системы, утверждения идеалов гражданского единства и согласия в обществе». Владимир Литвин был посредником в переговорном процессе между кандидатами на пост президента Украины Виктором Ющенко и Виктором Януковичем.
Сейчас «разведенные» стороны анализируют свои ошибки в избирательной кампании, чтобы учесть их на новых выборах.
Особое мнение
Владимир Самборский, председатель Украинской национально-культурной автономии г. Сургута с 1998 по 2002 гг:
«Ошибки в Украине совершили не обе стороны, как принято считать, а одна — Россия. В скобках — Янукович. Другая сторона никаких ошибок не совершала, а действовала согласно заранее намеченному сценарию, отработанному и апробированному в других странах — в Югославии, Грузии. Возникают незначительные отклонения от сценария, но это бывает, это живой процесс. Я считаю самым главным событием, происходящим в Украине то, что люди, которых, вне всякого сомнения, используют для достижения поставленных целей, не понимая этого, в абсолютном большинстве своем искренне вовлечены в политический процесс. Они считают, что все делают они, у них пробудилось национальное и гражданское самосознание, они чувствуют свою силу, они верят, что они созидатели. На самом деле это не так — они всего лишь марионетки в руках других марионеток. За всем этим стоят не видимые простому глазу кукловоды.
Одни кукловоды проиграли в силу своей самонадеянности, безграмотности. Я имею в виду наших российских политтехнологов, конечно, политиков. Их соперники пока что побеждают.
Что будет? Безусловно и несомненно эта страна теперь будет другой. Она останется единой, но она будет в таком состоянии, когда малейшее недоразумение, малейший повод может быть использован как одной, другой, так и третьей стороной для разжигания конфликта в самом центре Европы. Не будет той стабильности, которая была, а она была видимой — там страшные очаги напряженности — Крым, Луговина, Западная Украина. Поэтому, я считаю, из этого кризиса украинцы вышли с минимальными потерями, почти без потерь. Кучма осуществил в несколько измененном виде свой ранний план, по которому он должен был остаться у власти еще в качестве премьер-министра. Но игра еще не закончена. Игра продолжается.
Но самое главное — события на Украине через два с половиной — три года могут повториться в России. В большем масштабе и с трагическими последствиями. Говорят, что Украина сегодня — это звоночек для россиян. Да нет, не звоночек — это колокол".