Впервые финал состязаний российских школьников в знании физики пройдет в Тюмени.
_Девятиклассник Физико-математической школы Тюменской области Фадей Богомяков каждый день по четыре часа проводит за дополнительными занятиями по физике. Вместе с еще двумя учениками после уроков они с помощью преподавателей разбирают теорию и ставят эксперименты. Подготовка серьезная — в апреле в Тюмени впервые пройдет финал всероссийской олимпиады школьников по физике, и Фадей будет в нем участвовать._
К физике юноша пришел не сразу. Он учился в гимназии №21, где основной упор делается на иностранные языки, а параллельно ходил на занятия в Школу одаренных при ТюмГУ. Именно там, помимо других предметов, ребятам преподавали теорию решения изобретательских задача, логику и основы физики.
В 2016 году Фадей участвовал в Международной онлайн-олимпиаде «Фоксфорда» по общеобразовательным предметам. Вторым он стал по русскому и английскому языкам, математике, первым — по информатике и биологии. Но больше всего баллов набрал по физике.
«В 21-й гимназии с профильным углубленным изучением иностранных языков вряд ли можно было заложить сильную базу по физике и математике, поэтому я занимался точными предметами в Школе одаренных, а после — самостоятельно. В основном, проходил онлайн-курсы, слушал лекции и решал задачи. По-другому к олимпиаде не подготовиться. Преподаватели подсказывали, какие есть пробелы в знаниях и на какие олимпиады стоит заявиться», — вспоминает Фадей.
Полтора года назад способный ученик прошел отбор в Физико-математическую школу, где стал системно заниматься физикой. К 2018 году Фадей принял участие в десятке олимпиад. Среди них турнир имени
«Само участие в олимпиаде даст опыт, а если стану победителем или призером, то получу льготы в российские вузы на физические специальности. Кроме того, заявлюсь на заключительный этап олимпиады в 2019 году, — рассказывает юноша, нацеленный на победу. — Спортивное участие в олимпиадах — это постоянные занятия, решение задач, эксперименты. Нужно быть погруженным в среду и усиленно готовиться».
Преподаватель физики в ФМШ Константин Бочкарев отмечает, что особенность подготовки к олимпиадам в необходимости осваивать гораздо больше материала, чем предполагает школьная программа.
«Чем больше ребята знают, тем больше у них преимущество на олимпиаде. Самое главное — это самостоятельная работа, а возможностей много: есть дистанционные школы, видеолекции, задания — материала гораздо больше, чем учитель может рассказать на уроке. И моя задача не в том, чтобы передать информацию, а в том, чтобы мотивировать, направить, зарядить и вдохновить на изучение физики», — говорит преподаватель.
Константин Бочкарев считает, что участие в олимпиадах учит ребят не бояться трудностей, воспитывает в них дисциплину и трудолюбие.
«Считаю, что олимпиада по общеобразовательным предметам похожа на спорт — это умение в краткий срок выдать максимум того, что ты можешь. И это умение мыслить быстро — качество универсальное и актуальное в современном мире», — говорит преподаватель.
Олимпиадная физика проводится для всех учеников, а по субботам проходят еще одно дополнительное занятие для тех, кто хочет разобраться в сложных темах. Для сильных ребят есть и образовательные смены. Например, в прошлом году Фадей провел месяц в центре «Сириус» в Сочи, где большую часть времени посвятил изучению точной науки.
Хотя физика и является главным увлечением Фадея, он дополнительно занимается программированием роботов и входит в сборную школы по этому направлению. Последние месяцы времени не хватает, но Фадей не исключает, что в дальнейшем может связать жизнь и с информационными системами.
«Сначала надо стать призером крупной олимпиады, чтобы иметь хорошие баллы при поступлении. Наверное, хочу заниматься физикой, хотя это не точно. Может, уйду в информатику или робототехнику, все-таки эти сферы очень перспективны. Я смотрю на наших учителей, среди которых есть и те, кто профессионально занимался физикой, выступал на олимпиадах, работал за границей и сегодня учит нас этому предмету. Мне кажется, этот карьерный опыт очень интересен. Может быть, я тоже смогу заниматься профессионально с детьми олимпиадными заданиями. Было бы интересно попробовать себя в роли педагога. А еще есть программирование и робототехника, можно строить промышленных роботов или стать стартапером в этой отрасли. В общем, решение еще впереди», — рассказывает ученик ФМШ.