Для этого даже не надо быть клиентом этого банка.
С середины прошло года Центробанк внедряет систему удаленной идентификации, которая позволяет человеку стать клиентом банка, не выходя из дома, а также дистанционно открыть счет, получить кредит или перевести деньги.
Два шага на виртуальном пути к банку
Об этом накануне на совещании в Уральском главном управлении Банка России рассказали представители мегарегулятора и компании «Ростелеком».
Чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо зарегистрироваться в Единой биометрической системе (ЕБС) — это национальная платформа, которая позволяет проводить удаленную идентификацию человека с помощью биометрических данных.
Биометрические данные в настоящий момент включают два вида информации: изображение лица и запись голоса. Чтобы зарегистрировать свои биометрические данные, необходимо обратиться в один из уполномоченных банков.
Список можно найти и на сайте bio.rt.ru, на сайте Центробанка размещена карта точек банковского обслуживания, где можно сдать биометрию. В Тюменской области биометрические данные можно сдать в 57 отделениях банка.
Сама процедура проста и не занимает много времени. Она состоит из двух шагов. Первый — от человека потребуется регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или, проще говоря, на портале Госуслуг. Многие граждане нашей страны уже давно являются пользователями этого портала. Как сообщил на совещании начальник Управления анализа и регулирования в сфере финансовых технологий Банка России Дмитрий Дубынин, сегодня в России зарегистрировано 80 млн пользователей портала, 60 млн из них подтвердили свою учетную запись. Те, кто не имеет доступа к Госуслугам, могут получить его тут же, в банке: для этого необходимо иметь при себе паспорт и СНИЛС.
Второй шаг — это собственно регистрация биометрических данных — фотографирование и запись голоса в трех образцах. Человеку необходимо вслух произнести последовательность цифр сначала от 0 до 9, потом от 9 до 0, и вразброс, как предложит система. В течение одной минуты биометрические данные регистрируются. И на личной страничке в Госуслугах появляется соответствующая отметка. Вот и вся процедура регистрации.
Теперь, чтобы стать клиентом банка, можно полоскать ноги где-нибудь в Эгейском море, только держать в руках гаджет (смартфона, планшета, ноутбука).
В помещении использовать стационарный компьютер с камерой и микрофоном. Чтобы «открыть двери» банка, нужно использовать логин и пароль от портала Госуслуг, быть готовым к фотографированию и записи голоса — для удаленной идентификации с оставленными ранее образцами. Правда, пока россияне могут получить только три услуги — открыть счет, получить кредит или перевести деньги.
Процедура удаленной идентификации является бесплатной и добровольной. Если человек предпочитает пользоваться традиционным способом получения банковских услуг, никто его этого права не лишает. Как обращают внимание в Центробанке, удаленный доступ предусмотрен не только для тех, кто погружен в «цифровую» жизнь и не представляет себя вне IT.
Есть большая надежда на то, что это повысит доступность финансовых услуг для людей с ограниченными возможностями, а также для пожилых людей и маломобильного населения. Удобство одинаково для всех: услуги можно получить вне зависимости от времени суток и местонахождения.
Говоря о перспективах, специалисты не исключают, что удаленная идентификация будет использоваться не только в банковском секторе, но и, например, при страховании, обращении в муниципальные и федеральные органы власти, к нотариусу, для пользования услугами негосударственных пенсионных фондов.
Безопасность ЕБС
Конечно же, главный вопрос — безопасность биометрических данных. Светлана Озерецковская, руководитель направления продвижения проекта Единая биометрическая система, ПАО «Ростелеком», уверяет, что, хоть система и кажется с виду простой, на самом деле она очень надежная.
«В Единой биометрической системе используются самые высокие стандарты безопасности. Биометрические данные граждан хранятся в зашифрованном виде в обезличенной форме, отдельно от персональных данных. Их передача надежно защищена от взлома и утечек с помощью современных российских криптографических средств», — говорит она.
Оператор сначала изучил опыт специалистов, которые создавали подобный продукт для жителей Аргентины, Сингапура и других стран, а потом внес свои наработки.
Надежность идентификации — тоже тревожащий душу клиента вопрос. Изображение лица и звук голоса дают 99,99% точности в идентификации, говорит Светлана Озерецковская. Если потенциальный мошенник решит поставить перед камерой фотографию или куклу, а также включить запись голоса, система распознает обман с помощью так называемого Liveness. Это одна из ключевых возможностей ЕБС, которая способна определять именно живого человека.
Кроме того, в ЕБС существует и такая возможность, как выявление аномалий: на основе технологии машинного обучения система распознает аномальное поведение клиента, анализируя сведения о действиях и операциях человека. Идентификация происходит по движению губ человека, по его действию (система может предложить моргнуть или повернуть голову), чтобы убедиться в отсутствии имитации. Это же касается и голоса.
Разработчики тестировали платформу, в том числе и с помощью взломов. Проверено: биометрическая система лучше распознает информацию, чем глаз обычного человека. Например, изменение формы и цвета бровей, цвета глаз с помощью линз, появление или удаление бороды у мужчин, цвета волос, изменение голоса из-за простуды
Проводились и другие опыты: ЕБС даже смогла идентифицировать двух девушек-близняшек, которых окружающие не отличали друг от друга.
«Обмануть систему сложнее, чем живого сотрудника банка, — говорит Озерецковская. — мы находимся на волне известных методов провотивоборства с мошенниками».
Если вдруг человек, который зарегистрировался в ЕБС, решит, что отныне ему не нужна такая услуга, в своем личном кабинете на портале Госуслуг он может открепить информацию о биометрических данных. С помощью заявления можно также запретить обработку этих персональных данных. Но хранятся они по закону 50 лет.
Банки в раздумье?
Как сообщили на совещании, в настоящее время на Урале только пять банков из 62 пользуются биометрией для идентификации клиентов при предоставлении услуг.
Пока в законодательстве нет требований, обязывающих банки оказывать услуги на удалении, используя биометрические данные. По словам Дмитрия Дубынина, это носит рекомендательный характер.
В то же время следует понимать, что введение такой услуги связано с технологическими сложностями, банки должны быть готовы к этому еще и с технической стороны. «Банки, которые видят в новых возможностях перспективу (а тренды диктует рынок), уже предоставляют эти услуги или готовятся сделать этот шаг. Важно, чтобы этот новый сервис был качественным. Ведь между банками сегодня существует конкуренция, связанная с уровнем технологичности», — отметил Дубынин. При этом, возможно, какие-то банки и вовсе игнорируют ЕБС.
Непраздный вопрос клиентов Сбербанка, который также собирает биометрические данные своих пользователей: нужно ли Сбербанку переходить от собственной информации о биометрии к ЕБС? По словам Дубынина, законодательство не запрещает банкам создавать и использовать собственную систему идентификации. Но ЕБС создана в соответствии с федеральным законодательством и позволяет получать услуги в банке, в который человек не приходил своими ногами, в котором он прежде не являлся клиентом.
Поэтому биометрия Сбербанка действительна внутри самого банка, но ее нельзя использовать при получении услуг в другом банке.
По словам специалистов, число уполномоченных финансовых организаций, которые готовы регистрировать данные на ЕБС с каждой неделей увеличивается. К концу нынешнего года такую услуг должны оказывать все отделения финансовых организаций. Так что, для тех, кто идет в ногу с современными трендами, оставить свой цифровой след будет просто.