Выставка "Тайны мастеров Китая" прибыла в Тюмень.
Выставка «Тайны мастеров Китая» прибыла в Тюмень. Все ее экспонаты находятся в частной коллекции, их владелец Ван Хуафань сегодня провел для журналистов экскурсию в музее «Дом Машарова».Большую часть жизни он провел в Китае, в 1993 году приехал в Москву и поступил в педагогическую академию по специальности менеджер-переводчик. И вот уже на протяжении 17 лет Ван живет в России — у него русская жена и четверо ребятишек. В 1996 году у Вана появилась идея создать выставку, которая знакомила бы россиян с богатой культурой Китая. Первая выставка прошла в городе Глазове в Удмуртии, где и живет Ван, а затем собрание отправилось в путешествие по стране и уже побывало в 160 городах: в Перми, Ижевске, Казани, Челябинске и др. В тюменском музее выставка расположилась в двух залах, один из которых — в цокольном этаже. Такое разделение коллекции обусловлено отсутствием одной большой площадки, где могла бы уместиться вся экспозиция. Однако Ван отметил, что ничего страшного в этом не видит, поскольку и китайское жилище делится на две части — мужскую и женскую. «Это не значит, что в женской пребывают одни только женщины, просто это очень интимная зона, наподобие спальни в России, — пояснил коллекционер. — В женской половине собраны обычно все самые дорогие вещи. Так и на выставке — в первом зале собраны самые ценные экспонаты».Китай гордится своей живописью, Пекинской оперой и перегородчатой эмалью. Последняя используется мастерами для украшения ваз, подносов, чаш, статуэток. Когда Ван решил создать выставку, он задался целью найти предметы, демонстрирующую эту технику. «Я отправился на пекинский завод в поисках перегородчатой эмали, но оказалось, что современные заводы производят европейские вещи, а не традиционные китайские. Мне подсказали, что старинным ремеслом владеет 85-летний дедушка, который и создал эту коллекцию — уникальные, удивительные работы», — рассказал Ван Хуафань. Эмаль создается таким способом: на медной заготовке делается орнамент, затем углубленные места заполняются эмалью. После этого заготовка обжигается при высокой температуре и шлифуется. Роспись становится сплошной, узор — ярким. Каждая вещь в Китае имеет свой смысл, статуэтки, украшенные эмалью — не исключение. Есть на выставке павлин — символ богатства, слон — символ счастья, лягушка — символ подвижности, служащая для защиты детей. Прекрасная тарелка с эмалью — это не посуда, из которой едят, а украшение дома, способное защитить его от несчастий. Талисманом считаются и нецке — маленькие фигурки, вырезанные из кости, камня, дерева. Раньше нецке имели практическое назначение: одежда в древнем Китае была без карманов, а потому нецке служили противовесом и подвешивались на пояс вместе с денежном мешком. Самые ценные экспонаты на выставке — две фарфоровые вазы с тонкой росписью. Каждой их них — 150 лет. «Я попросил своего дедушку подарить их мне для коллекции. Ваза служит не только для красоты, но и как оберег семьи. Вазу семейной паре нельзя дома ставить пустой — это к авантюрной любви, что может привести к семейной трагедии. А вот другое дело — одинокий человек, ему нужно привлечь любовь, но тогда важна расстановка ваз. Слева в комнате вазу нужно ставить мужчинам — и тогда он обязательно отыщет свою женщину. Представительницы прекрасного пола должны найти место для вазы в правой стороне комнаты. Для финансового благополучия нужна ваза с узким горлышком и пузатым туловом — тогда деньги войдут в дом, но выйти не смогут», — поделился Ван Хуафань простейшими правилами фэн-шуй.Очень ценный экспонат на выставке, по словам коллекционера, статуэтка старика долголетия: «Она датируется концом 19 века. Я купил ее в Манчжурии. Это прекрасная работа — у фигурки прорисованы уши, глаза. До окончания правления династии Цин (начала 20 века) мастера изображали старика с персиком в правой руке и палкой — в левой. Позже мастера поменяли их расположение», — рассказал Ван. На выставке представлены различные веера — из бумаги, сандалового дерева, ткани. Есть маленькие, есть огромные. Последние — вовсе не для того, чтобы обмахиваться в жаркий день, в Китае они служат предметом интерьера. Такие веера в раскрытом виде вешают над кроватью. Образуя полукруг, они символизируют ян — мужскую силу. На выставке можно познакомиться с китайской живописью, которая различается по направлениям Се-и и Гун-би. Суть живописи Се-и — в передаче идеи, внутренней сущности изображаемого. Для живописи Гун-би важна схожесть рисунка с оригиналом. Она очень реалистична. Среди картин предоставлено пять работ Вана, выполненных тушью на рисовой бумаге. Рисовать он начал в детстве, в 1992 году окончил художественный факультет педагогического института Китая. Большую роль в жизни китайцев играет чайная церемония, которая сохраняется на протяжении многих веков. На выставке представлены чайники, чашки и различные приспособления, которые используют китайцы, например, деревянная палочка для чистки внутренней поверхности чайника. Коллекционер специально для журналистов провел чайную церемонию и поделился секретами, как нужно готовить и пить этот напиток. Еще он отметил, что китайцы, угощая гостя, предлагают ему не только чай, но и водку. На выставке есть настойка на корне женьшеня, посетителям музея попробовать ее не доведется — лишь увидеть. А вообще, как уверяет владелец экспозиции, если пить этот напиток по рюмочке в день, можно прожить сто лет, но рюмочка в Китае совершенно не такая, как в России — по размерам она напоминает большой наперсток. Гости выставки познакомятся с четырьмя сокровищами китайского кабинета — это кисть, тушь, бумага и тушница — специальная коробочка, где разводится сухая тушь. В китайском языке 70 тысяч иероглифов. Тот, кто знает меньше тысячи, считается малограмотным, выпускник школы должен владеть 3500 иероглифами, а окончивший институт — 4500. Посетить выставку тюменцы смогут в течение двух месяцев.