Пенсионер МВД рассказал о буднях за "ленточкой".
Пенсионер МВД записался добровольцем, месяц находился под обстрелами и снова собирается на передовую. Тюменца зовут Сергей. Перед отправкой он рассказал «Вслух.ру» о своем первом боевом опыте.
Подготовка
— Проработал всю жизнь водителем в органах внутренних дел, уже девять лет как на пенсии, а квартиру так и не получил, хотя много лет простоял в очереди. Мне сказали, что жилье дают только льготным категориям, должен быть многодетным либо ветераном боевых действий. Так я подписал контракт. Конечно, ехал на СВО не только ради корочек. Те, кто собираются туда только ради денег или льгот, долго там не задерживаются. Первый же прилет или первые трудности, сразу пишут «отказ». Я пробыл на передовой месяц, еще полтора месяца пролежал в госпиталях. В итоге получил ветеранское удостоверение, еще и со всеми долгами рассчитался.
Боевого опыта у меня не было. Тем не менее, пошел в военкомат, написал заявление. Собрали команду. За короткое время прошли обучение, боевое слаживание. Патронов на занятиях не жалели, но хотелось бы больше занятий по тактике и медицине. После подготовки отправили в один из районов ЛНР, где противник постоянно предпринимал попытки прорыва. За все время прямых контактов с врагом у нас не было, зато практически все время находились под обстрелами.
Быт на передовой
Сказать, что там тяжело, это значит не сказать ничего. Как раз была поздняя осень. Приходилось ночевать под открытым небом, пока копали блиндажи. Это не меньше 2-3 дней пройдет, пока все обустроишь. Там песок. С одной стороны копать легко, но как только выкопаешь яму, стенки начинают обваливаться, и снова приходится копать.На холоде проявляются все проблемы со здоровьем, причем не только у тех, кто в возрасте, но и у молодых. То спина начинает болеть, то суставы. Плюс тяжелые нагрузки. Пожилые, бывает, что еще и покрепче молодых, не привыкших к длительному физическому труду. Кроме того, у тех, кто постарше, лучше развито чувство самосохранения. Люди в возрасте все продумают, рассчитают. Молодежь же торопится, лезет, напрасно рискуя жизнью.
Спальники были не у всех, поэтому нас здорово выручала гуманитарная помощь. Легче было подразделениям, чьи командиры напрямую поддерживали связь с теми, кто отправляет гуманитарку. Их хорошо обеспечивают. Носки, трусы и прочее — все это нужно, все пригодится. Мы две с половиной недели не могли помыться, спали не раздеваясь. И не до стирок было, потому что вода у нас была только для питья.
Постоянно недосыпаешь. Стоишь в наряде на переднем крае, потом отправляешься в лагерь. А там отдохнуть не получается из-за тех же обстрелов. Дождь идет, промокаешь до нитки. Ночью все это снимаешь, ложишься спать. Утром просыпаешься и приходится надевать все мокрое. Одежда не успевает высохнуть.
На холоде выручают химические грелки — хорошо греют руки в окопах. Огонь ведь там не разведешь — сразу накроют артогнем.
Сапоги у меня были обычные резиновые. К нам приходили с гуманитаркой сапоги ЭВА — утепленные, арктические. Они вроде бы и тепло держат, но бегать в них неудобно. Можно только в окопах сидеть. Так что лучше обычные. Я выбирал такие, чтобы хорошо сидели на ногах, не хлюпали. Купил еще несколько пар термоносков, два комплекта термобелья. Оно и дышит, и сохнет быстро.
Дополнительная защита
От контузий здорово выручают активные наушники. Они гасят запредельные звуки, ты не глохнешь. В то же время можешь слышать все слабые звуки. Их нужно самим покупать. Выдают только бронежилет и каску. Все остальное покупаешь самостоятельно. Я с апреля этого года подбираю себе экипировку. Во время первой поездки об этом даже не задумывался. Помимо бронежилета нужна дополнительная защита тела от осколков — защита шеи, плеч, бедер, паха.
Заказываю в интернете. Тут масса нюансов, о которых нужно знать заранее. Например, если вы видите напашник за 2 тысячи рублей, то продают только чехол. Придется потом докупать еще защиту из арамида или кевлара. В сборе напашник стоит 12-13 тысяч рублей. Поэтому ориентируйтесь по ценам. Сложнее всего было найти защиту бедер.
Бинты лучше покупать тактические, ими удобнее пользоваться. Они уже не спадут с раны. Проверяйте жгуты заранее. У меня их было два. Нужно было перевязать раненого после обстрела — один жгут порвался, а другой оказался коротким. Пришлось перетягивать ногу порванным. Раненого потом забрали на пункт эвакуации.
Без поддержки там не выжить
Говорят, что к обстрелам привыкают. Не знаю. По нам как-то танк стрелял. Это будет пострашнее, чем из миномета. Выехал на охоту. Долго ему, правда, поохотиться не дали — подбили ребята из соседнего подразделения.
Если коротко, то там и тяжело, и страшно. Хотя опять же тебе вроде бы страшно, но это же тебя и затягивает. Это сложно объяснить. Еще там нужны железные нервы. За время работы в милиции я всякое повидал. Со временем для тебя это становится рутиной. Уже не обращаешь внимания, делаешь свою работу. А кто не привык — тех, бывает, тошнит даже от вида крови.
Практически у всех бойцов с собой молитвы, в карманах иконки, на шее крестики. Кто-то в свободное время вслух читал молитвы. Наши бойцы читали даже древнерусские молитвы. Думаю, что все это помогает. Нас в команде из Тюмени было 13 человек. Пятерых раскидали по разным частям, осталось восемь. Мы все вернулись. Некоторых даже не ранило.
Настрой там у наших боевой. Сильны духом и тверды, как камень. Готовы и дальше бить фашистов. Говорят, мол, если надо, то не только до Киева, но и до Варшавы дойдем!
Благодарен всем волонтерам, которые бескорыстно помогают фронту — отправляют продукты питания, сигареты и даже простые влажные салфетки для дезинфекции рук. Все это очень помогает! Письма от ребятишек и всех, кто их пишет со словами поддержки, там очень нужны. Иной раз даже слезы наворачиваются, когда их читаешь. Понимаешь, что с тобой вся страна. С теплотой в душе вспоминаю, когда мы первый раз ехали за ленточку на КамАЗах — практически все встречные водители нам сигналили, выражая поддержку. Без нее там не выжить.
Фото: Вслух.ру