Используются разные материалы: можно взять и кусочек пластика, и трубу изоляционную, а то и конус картонный от туалетной бумаги.
Когда человек смотрит кукольный спектакль, он в первую очередь видит куклу-актера. Мало кто задумывается, что для того, чтобы кукла ожила, мало управлять ей и разговаривать за нее. Чтобы кукла по-настоящему «зазвучала», нужен человек, который сотворит ее именно такой, какой она предстанет на сцене. Таким человеком стала художник-декоратор Тюменского театра кукол Вероника Шакурова. О том, как ей удается вдохнуть жизнь в кукольных персонажей, она рассказала изданию «Тюменская область сегодня».
Чем отличается кукла-актер от всех других кукол — например, от народной или интерьерной?
Кукла-актер — это в первую очередь, конечно, актер. Она предназначена для работы на сцене, и неважно, большой это спектакль или небольшая постановка, большая кукла или маленькая. У меня, например, есть мишка Балу из «Маугли»: это кукла с меня ростом, которая управляется двумя-тремя актерами. А есть маленькие перчаточные куклы, которые надеваются одним актером на руку, и работать можно за обыкновенной ширмой. Есть тростевые, планшетные, теневые, марионетки, но это все — театральные куклы, и их предназначение в первую очередь — работа для зрителя. Персонажи рассчитаны на разыгрывание сюжета, сценки какой-то истории, события, действия.
Театральные куклы — это в основном фанера, проволока, арматура из стекловолокна, поролон, пеноплекс, изолон. Все вот такое строительное. И, конечно, старое доброе папье-маше. Используются разные материалы: можем взять и кусочек пластика, и трубу изоляционную, а то и конус картонный от туалетной бумаги. Ткани всевозможные от органзы до меха, пряжу, шпагат — и бумажный, и пеньковый. В общем, все, что попадается под руку, идет в ход. Клеим различными клеями, клейстером и термопистолетом.
Мы и шьем, и вяжем, а бывает, и лепим. Например, кукла Коломбина у меня из «Щелкунчика» или мальчик из «Умки» — там ручки лепные. Лепим из папье-машовой массы и из пластиков, и даже из так называемой холодной сварки. Расписываем красками, в основном акриловыми, хотя часто используем и баллоны — например, если что-то большое и нужно задуть площадь, или место какое-то потонировать.
Как вы своим куклам придаете эмоциональность?
Я никогда не сажусь за работу над своей куклой в плохом настроении или когда недомогаю. Должно появиться желание. Вот накатило — тогда и работаю. Я и материалы по настроению выбираю. Могу возиться с плюшем неделю подряд, а могу бросить и взяться за фарфор или делать платьишки своим текстилькам, которые сшились еще пару месяцев назад. В общем, спонтанно все происходит.
На работе другое, но и там стараюсь отключаться от негатива. Я как бы договариваюсь мысленно с куклой, что «нам надо поработать, я немножко погрущу и все, будь послушной, пожалей меня». Это может показаться неким сумасшествием, но работа с куклой — вообще дело своеобразное. Для меня главное, чтобы кукла не брала плохие вибрации. И я могу смело похвалиться тем, что все мои театральные детки послушны, не ломаются. Актеры их любят и говорят об этом вслух.
Фото: freepik.com