20 ноября на сцене драматического театра в полную силу выкладывался перед зрителями… англичанин Эдвард Кин, прозванный Четвертым. Ролью Кина свой юбилейный бенефис отметил заслуженный артист России Анатолий Бузинский.
Бузинский на сцене с раннего детства, наверное, поэтому со страстностью максималиста он утверждает: «Вне сцены актер не живет!». В свои пятьдесят он не устает признаваться театру в любви, и отдается этой любви отчаянно и безоглядно. Недаром одна из любимых его ролей — Д`Артаньян, вспыльчивый, ловко фехтующий, распевающий песни и всегда немного комедийный персонаж. Комедийное амплуа Анатолий Сергеевич очень любит, оно питает тот задор и оптимизм, которым актер гордится в себе, и все же: «Серьезные роли интересны тем, что дают материал задуматься о себе».
Гривастый, экспрессивный, громогласный Бузинский, кажется, живет тем, что очаровывает людей, актерство и стремление втянуть собеседника, зрителя в поле своей игры не отпускает его и за кулисами. Свою встречу с журналистами он неоднократно прерывает короткими, неожиданными интермедиями, начиная отвечать на простой вопрос, выписывает целую главу мемуаров. Он увлекает в вихрь воспоминаний, и кажется, будто старый фотоальбом пролистнули за мгновение: связного рассказа не услышали, но лица, одежды, улыбки, пейзажи сложились в мозаику бурной жизни.
Родился в Каменске-Уральском. До сих пор помнит учительницу, которая выводила школьников на их первую сцену. С гитарой не расставался и в армии. В Свердловском театральном училище педагоги приучали его «меньше играть»: «Им было важно, чтобы мы, их дети, прозвучали!..». Первый опыт в Ирбитском театре и безграничное восхищение тамошними коллегами — актерами вовсе не провинциального масштаба. «Актер — товар штучный, ведь сколько их в Голливуде, а настоящих-то — только Де Ниро да Аль Пачино». «Подарок судьбы» — та самая роль Д`Артаньяна, которую получил, едва успев приехать в Тюмень в 1978 году. Песни, сочиненные Михаилом Бирманом-старшим, приходилось петь после тяжелых, взаправдашних поединков на шпагах, но никаких фонограмм Бузинский не признает — всегда поет вживую. «Жажда над ручьем», «Комедия в замке», «Шалом, Америка!», «Чума на оба ваших дома!». Серия главных ролей в новогодних детских представлениях — Серый Волк всегда достается ему.
Впрочем, кого бы ни играл Бузинский, зритель любит его героя. Это потому, что он любит своих персонажей — и «симпатичных», и «злодеев». Неоднозначные герои ему даже ближе: «чересчур добропорядочный вызывает подозрение».
В новом спектакле ему досталось сразу две роли — Кина и его альтер эго, Георга Четвертого. Для бенефиса Бузинский избрал роль Актера, а вот на генеральной репетиции Кином предстал Геннадий Баширов, а Бузинский играл короля Георга.
По всему Георг нехорош — предает, давит на друга положением, отбивает его женщин, завидуя, отлучает Кина от сцены, но и Кин, и зритель остаются под действием доброго, иногда наивного, как у молодого гасконца, обаяния Бузинского, жалеют запутавшегося в паутине наследственной власти Георга.
Сам актер оправдывает короля еще и тем, что тот бесконечно, безответно влюблен в театр: «Это наше искусство, мы не можем остаться равнодушными к тем, кто так его ценит. Для актера всегда значимо видеть, что власть имущие уважают его профессию». Нынешний уровень уважения власти к искусству привнес в спектакль «Кин Четвертый» актуальную ноту — грустное недоумение «оптимизацией» прямо и иносказательно звучит со сцены.
Впрочем, именно сегодня, когда над репертуарным театром нависла мрачная туча нежеланной автономии от казны, Анатолий Бузинский оценивает театральную атмосферу как творческую и сложившуюся: главреж Алексей Ларичев за десять лет научился главному — терпеливому отношению к взбалмошным и непостоянным актерам. В труппу влилась «молодая кровь» — азартные, талантливые, задорные ученики Ларичева. В молодежи Бузинскому нравится озорство, которому он и в себе радуется. «Одно обидно, что у меня уже есть внучка, и я не молодой», — кажется, это шутка: Бузинский встряхивает шевелюрой и выходит на сцену бессмертным Кином Четвертым.