Детские сады должны не только готовить ребенка к школе, но и заботиться о здоровье воспитанника.
Детские сады должны не только готовить ребенка к школе, но и заботиться о здоровье воспитанника. В этом убеждена заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Людмила Чеботарь. На сегодняшней пресс-конференции в Тюмени она рассказала, что отныне детсады будут делать акцент на оздоровительных и реабилитационных программах.
Дошкольное учреждение станет доступным для всех, в то числе для детей с ограниченными возможностями. Для современных малышей особенно важны занятия, направленные на развитие речи, поскольку именно патологии речи сегодня относятся к одним из самых распространенных. «Для этого мы вводим новые программы, учим наших педагогов», — отметила Чеботарь.
Ребенку необходима физическая активность, а потому нужно так организовать пространство ребенка, чтобы он мог больше двигаться. «Этот пункт дошкольным учреждениям придется предусмотреть в своих образовательных программах. Подход к пространству должен быть как к многофункциональному и трансформируемому, когда ребенок не зажат в четырех стенах. В группе возникает то одна, то другая игровая площадка: сегодня дети играют здесь в парикмахерскую, завтра в магазин. В наших садах мы видим жесткое зонирование помещения, а это неправильно. Двери в спальню не должны быть закрыты! Почему дети не могут туда пройти в течение дня? — недоумевает Людмила Чеботарь и добавляет, что, конечно, воспитателю проще построить всех в линеечку и отправить на занятия в физкультурный зал, а потом привести в группу, усадить за столики. Гораздо сложнее педагогу продумать набор игровой деятельности, чтобы ребенок все время двигался. Воспитатель должен принимать непосредственное участие в активной жизни дошколят, а потому в региональной программе даже разработан дресс-код для педагога: он должен одеваться так, что вместе с ребенком сесть или лечь на коврик.
Чеботарь уверена, что не нужно дошкольника усаживать за парту, не нужно его ограничивать временными рамками занятий, поскольку это помешает ему всегда быть в движении.
Журналистов интересовало, как закрытие отдельных физкультурных залов в садах может повлиять на активность детей. Сейчас, как правило, в садиках два зала — физкультурный и музыкальный — совмещаются в одном. Необходимости в разграничении этих помещений Чеботарь не видит, по ее мнению, важнее то, как организовано времяпрепровождение детей. «Физкультурный зал использовался лишь для того, чтобы ребенок позанимался там десять минут. Зачастую этим посещением зала физическая активность ограничивалась. Но не должно быть такого: в группе ребенок сидит, в зале — активно двигается, этот шаблон в принципе неправилен! Дети должны двигаться, где бы они ни находились, — считает Чеботарь. — Сделав зал одновременно и физкультурным и музыкальным, мы не сокращаем уровень активности, мы ее переносим на все остальное пространство».
Не тесновато ли в этом пространстве будет активно двигающимся 30 малышам? Людмила Григорьевна убеждена, что нет. Во-первых, что касается 30 человек в группе — это списочная наполняемость, а как показал мониторинг, средняя посещаемость группы по области составляет 75,1%, по Тюмени — 75,7%. Во-вторых, группы в садах большие, по количеству квадратных метров на детей они соответствуют нормативам.